Введение:
В условиях проведения политических, экономических и административных реформ в России по укреплению вертикали власти, развитию инициативы на местах возрастает потребность в повышении эффективности работы базиса всей системы – муниципального управления.
Решение возникающих управленческих проблем муниципального образования всегда будет являться актуальной задачей как для федеральной, региональной и местной администраций, так и для членов местного сообщества. Все они заинтересованы в повышении жизненного уровня и условий проживания населения, а также нацелены на успешное развитие предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на данной территории.
Довольно часто при принятии управленческих решений в муниципальных образованиях руководители органов местного самоуправления в основном используют административные методы управления, базирующиеся на директивных предписаниях, поступающих от вышестоящих организаций. Это объясняется сложившимися традициями и принятыми принципами управления, незнанием современных методов менеджмента.
В настоящее время управляющие воздействия местной администрации сосредоточены, как правило, на решении текущих проблем, которые преимущественно связаны с «латанием дыр», оттягивая на себя все ресурсы. Между тем переход к поступательному развитию территорий может произойти только в рамках комплексной стратегии, которая позволит расставить приоритеты действий, определить центры прибылей и убытков, выработать комплекс мер по повышению конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности муниципального хозяйства, распределить должностные обязанности и поручения внутри аппарата управления, увеличить доходы местного бюджета или сократить бюджетные затраты.
Таким образом, все вышесказанное обуславливает актуальность разработки новых походов в развитии социально-экономического развития муниципальных образований как базиса всей системы власти.
Целью дипломного проекта является разработка стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- изучить специальную литературу по данной проблематике;
- рассмотреть теоретические аспекты стратегического развития муниципального образования;
- провести оценку развития муниципального образования на примере муниципального образования Озерского района Московской области;
- разработать стратегию социально-экономического развития муниципального образования;
- сделать выводы о проделанной работе.
Объектом исследования работы является регулирование социально-экономического развития муниципального образования Озерского района Московской области.
Предметом исследования развитие социально-экономического положения муниципального образования Озерского района Московской области, с целью достижения экономического роста.
В первой главе дипломного проекта рассматриваются проблемы управления муниципальным управлением, система муниципального стратегического менеджмента, позволяющая комплексно подойти к их решению.
Глава 3:
В качестве мероприятий реализации стратегии социально-экономического развития Озерского района можно предложить следующее.
В части развития образования Озерского района:
- в целях удовлетворения спроса граждан на услуги дошкольного образования и повышения доли детей охваченных дошкольным образованием предусмотреть открытие дошкольных групп при сельских школах, групп кратковременного пребывания детей в дошкольных учреждениях;
- в целях повышения качества образования учащихся сельских школ необходимо создание базовых средних общеобразовательных учреждений, где условия для организации образовательного процесса максимально приближены к городским школам. Причем предусмотреть организацию перевозки детей в школу и обратно на специальных школьных автобусах. Данная мера позволит сформировать необходимые условия для обеспечения доступности и качества общего образования обучающихся в сельских школах, путем эффективного использования материальных, информационных, финансовых ресурсов.
- в целях развития инновационных образовательных учреждений, увеличения численности учащихся охваченных дифференцированным образованием предусмотреть введение профильного обучения в старших классах;
- в целях повышения квалификации специалистов органов управления образования, руководящих и педагогических работников, а также в целях развития единой информационной образовательной среды участвовать в различных образовательных проектах, за счет реализации которых осуществляется поставка современных компьютеров в школы.
В части развития культурного наследия Озерского района:
- в целях предотвращения разрушения памятников истории и культуры необходимо проводить реставрацию и ремонт памятников истории и культуры;
- в целях повышения интеллектуального и образовательного уровня населения Озерского района, а также оснащения современными техническим средствами и информационными ресурсами модернизация предусмотреть модернизацию библиотечного дела, в том числе сформировать сеть модельных библиотек;
В части решения проблем здравоохранения:
- в целях улучшения демографической ситуации в Озерском районе Московской области необходимо внедрение новых форм медицинского обслуживания населения района, обеспечение результативной профилактической работы, формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
- в целях стабилизации эпидемиологической ситуации и предупреждения массового распространения инфекционных заболеваний необходимо укреплять материально-техническую базу медицинских учреждений;
Заключение:
Целью настоящей работы стало изучение теоретических и практических основ развития стратегического развития муниципальных образований.
Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя, и основная цель его определена законом. Органы местного самоуправления, несущие в себе мощный созидательный потенциал, призваны улучшать качество жизни людей, путем стабильного решения вопросов местного значения в интересах населения с учетом исторических, национально - этнических, иных местных традиций. Критерием достижения является высокое благосостояние муниципального населения. Все возрастающая правомочность и ответственность региональных и муниципальных органов управления существенно сказываются на развитии регионов, городов, районов, играют важную роль для страны в целом. Вопросы стратегического управления муниципальными образованиями сегодня являются достаточно актуальными.
Для того чтобы появилась возможность эффективного решения актуальных жизненных проблем на местном уровне, необходимо глубокое научное изучение системы стратегического управления муниципальными образованиями, провести ее скрупулезный анализ, выработать меры повышения эффективности управления этой системы.
Проведенное исследование показало, что рост потенциала муниципального образования, его конкурентные преимущества на региональном, федеральном и международном уровнях можно обеспечить с помощью разработки стратегии социально-экономического развития.
Стратегическое управления муниципальным образованием - это процесс управленческой деятельности органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.
Стратегия развития муниципального образования - это важнейший элемент, в котором формируются окончательные выводы о целях социально-экономического развития территории, факторах и механизме его достижения, а также о методах управления этим развитием. Выводы делаются с учетом новых тенденций и особенностей социально-экономического развития региона, страны и муниципального образования.
В работе были рассмотрены существующие отечественные методики разработки стратегии развития муниципальных образований, причем было установлено что ни один из существующих на данный момент алгоритмов не претендует на то, чтобы считаться применимым к решению задачи организации стратегического планирования территории любого уровня. Это связано как с объективными различиями территорий, являющихся объектами управленческого воздействия, так и с субъективными предпочтениями органов власти и управления
Наиболее приоритетной на наш взгляд методикой стратегического развития муниципального образования является методология стратегического управления муниципальным образованием предложенная В.В.Ивановым и А.Н.Коробовой. Использование указанной методики при принятии решений в условиях нестабильности даст возможность органу власти муниципального образования управлять имеющимися и привлекаемыми ресурсами, а также формировать многовариантную систему ресурсного обеспечения выполнения возложенных на него функций.