Введение:
Актуальность темы обусловлена следующими положениями.
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх .
Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают .
Наряду с попытками прийти к согласованному определению для описания состояния тревоги, исследователи пытаются выявить, в чем кроются истинные причины возникновения этого состояния. Среди возможных причин называются и физиологические особенности (особенности нервной системы - повышенная чувствительность или сензитивность), и индивидуальные особенности, и взаимоотношения со сверстниками и с родителями, и проблемы в школе и многое другое. Многие специалисты сходятся во мнении, что среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте - неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью .
Глава 3:
В результате проведенного социометрического исследования в группе подростков с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:
Статусные категории каждого ребенка. В итоге: «звезды» - 3 человека, согласно приложению 1 это 2, 9 и 11 члены группы; «предпочитаемые» - 6 человек, согласно приложению 1 это 3, 6, 8, 10, 14, и 18 члены группы; «принятые» - 7 человек, согласно приложению 1 это 4, 7, 12, 13, 15, 16 и 17 члены группы; «не принятые» - 2 человека, согласно приложению 1 это 1 и 5 члены группы.
Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) - 50% . Мы получили средний уровень благополучия взаимоотношений, так как в группе количество детей имеющих неблагоприятный статус (3 и 4 статус являются неблагоприятными) равно количеству детей имеющих благоприятный статус (1 и 2 статус). Низкий УБВ означает неблагополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. Средний же уровень говорит о некотором равновесии в групповых отношениях.
Коэффициент взаимности (КВ) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе. КВ - 34% (из 32 возможных 11 взаимных выборов), из чего следует, что данная группа относится ко 3-ому уровню взаимности (высокий уровень). Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о достаточной сплоченности группы, т.е. в группе практически нет деления на разобщенные группировки. В группе существует несколько лидеров и все взаимоотношения «завязаны» именно на них, причем существуют достаточно тесные связи между членами группы всех статусных образований, кроме последнего (тех ребят, которые не получили не одного выбора, хотя и их выборы находят своего адресата во всех статусных уровнях). Причем мы заметили, что девочки и мальчики создают свои группировки обособленно друг от друга, то есть наблюдается высокая половая дифференциация в группе (нет ни одного выбора, который бы проходил из левой части карты групповой дифференциации к правой или наоборот).
Из условного распределения детей на группы мы видим, что дети, которых выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те дети, которых, может быть, и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся. Индекс изолированности (ИИ) – менее 10 процентов, т.е. данную группу можно считать благополучной, статусную категорию «не принятые» имеют два ребенка.
Мы выяснили, каким образом дети мотивировали свои выборы. При проведении социометрического исследования ребятам было предложено обозначить свои выборы одним, или несколькими из предложенных мотивов. Общая таблица, которая отражает мотивирование своих выборов участниками социометрического исследования представлена в Приложении 4. Из просмотра этой таблицы становится видно, что преобладающими мотивами являются 1 («Потому, что он веселый «) и 14 («Потому, что мне нужен такой друг /подруга/»), их называли соответственно 23 и 20 раз. Такая мотивация очень характерна для подросткового возраста – межличностные отношения выходят на первый план. Ни разу не были названы мотивы 4 («Потому, что мы вместе ходим в кружок, секцию») и 6 («Потому, что мы вместе отдыхали летом»), хотя это просто могло не иметь места. Большой процент имеет мотив «на наличие определенных высоко ценимых качеств у ребенка», к примеру мотив («Потому, что он не жадный») был назван 16 раз и находится на третьем месте «по популярности». Причем определение мотивов выборов практически не зависит от статуса ребенка (конечно, ребенок не знает своего статуса). Всеми участниками опроса, и теми, которые не получили выборов, и теми, которые получили большее количество выборов предпочтение было отдано 1, 2 и 14 мотивам. Знания «имеют цену» у подростков – мотив «потому, что он много знает» был назван как представителем «звезд», так и представителем «отверженных». Практически не была замечена какая - либо дифференциация выбора мотивов в зависимости от половой принадлежности опрошенных, т.е. мотивы мальчиков и девочек практически ничем не отличаются. В результате можно сделать следующие выводы - в основе мотива выбора в основном находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с этим ребенком.
Заключение:
Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы.
Обзор литературы в теоретической части исследования показал то, что единой точки зрения на подростковую тревожность нет, что значительно усложняет понимание данной проблемы. Кроме того, мало изучен такой аспект тревожности, как ее коррекция в подростковом возрасте.
В этом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей детей этого возраста, внутренних и внешних условий их развития, могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления тревожности и проблем в межличностных отношениях.
В процессе проведенного исследования тревожности подростков и статусного положения подростка в группе можно сказать, что по полученным результатам, чем ниже статус подростка в группе, тем более высокий уровень тревожности выявляется в процессе экспериментов.
Таким образом, наша гипотеза о том, что подростки, у которых возникают затруднения в общении со сверстниками, обнаруживают высокие показатели по шкалам школьной, личной и ситуативной тревожности, - полностью подтвердилась.
Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения тревожности как в данном возрасте – подростковом, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они также дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других, подобных группах детей и подростков.
Необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.