Введение:
Актуальность темы обусловлена следующими положениями.
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх .
Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают .
Наряду с попытками прийти к согласованному определению для описания состояния тревоги, исследователи пытаются выявить, в чем кроются истинные причины возникновения этого состояния. Среди возможных причин называются и физиологические особенности (особенности нервной системы - повышенная чувствительность или сензитивность), и индивидуальные особенности, и взаимоотношения со сверстниками и с родителями, и проблемы в школе и многое другое. Многие специалисты сходятся во мнении, что среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте - неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью .
Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.
Глава 3:
В результате проведенного социометрического исследования в группе подростков с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:
Статусные категории каждого ребенка. В итоге: «звезды» - 3 человека, согласно приложению 1 это 2, 9 и 11 члены группы; «предпочитаемые» - 6 человек, согласно приложению 1 это 3, 6, 8, 10, 14, и 18 члены группы; «принятые» - 7 человек, согласно приложению 1 это 4, 7, 12, 13, 15, 16 и 17 члены группы; «не принятые» - 2 человека, согласно приложению 1 это 1 и 5 члены группы.
Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) - 50% . Мы получили средний уровень благополучия взаимоотношений, так как в группе количество детей имеющих неблагоприятный статус (3 и 4 статус являются неблагоприятными) равно количеству детей имеющих благоприятный статус (1 и 2 статус). Низкий УБВ означает неблагополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. Средний же уровень говорит о некотором равновесии в групповых отношениях.
Коэффициент взаимности (КВ) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе. КВ - 34% (из 32 возможных 11 взаимных выборов), из чего следует, что данная группа относится ко 3-ому уровню взаимности (высокий уровень). Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о достаточной сплоченности группы, т.е. в группе практически нет деления на разобщенные группировки. В группе существует несколько лидеров и все взаимоотношения «завязаны» именно на них, причем существуют достаточно тесные связи между членами группы всех статусных образований, кроме последнего (тех ребят, которые не получили не одного выбора, хотя и их выборы находят своего адресата во всех статусных уровнях). Причем мы заметили, что девочки и мальчики создают свои группировки обособленно друг от друга, то есть наблюдается высокая половая дифференциация в группе (нет ни одного выбора, который бы проходил из левой части карты групповой дифференциации к правой или наоборот).
Заключение:
Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы.
Обзор литературы в теоретической части исследования показал то, что единой точки зрения на подростковую тревожность нет, что значительно усложняет понимание данной проблемы. Кроме того, мало изучен такой аспект тревожности, как ее коррекция в подростковом возрасте.
В этом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей детей этого возраста, внутренних и внешних условий их развития, могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления тревожности и проблем в межличностных отношениях.
В процессе проведенного исследования тревожности подростков и статусного положения подростка в группе можно сказать, что по полученным результатам, чем ниже статус подростка в группе, тем более высокий уровень тревожности выявляется в процессе экспериментов.
Таким образом, наша гипотеза о том, что подростки, у которых возникают затруднения в общении со сверстниками, обнаруживают высокие показатели по шкалам школьной, личной и ситуативной тревожности, - полностью подтвердилась.
Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения тревожности как в данном возрасте – подростковом, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они также дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других, подобных группах детей и подростков.
Необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.