Введение:
В условиях рыночной экономики основу экономического развития предприятия составляет прибыль. Именно она является источником формирования фондов предприятия, основных и оборотных средств. Прибыль делает возможным расширенное воспроизводство.
Финансовые результаты деятельнос¬ти предприятия характеризуются сум¬мой полученной прибыли и уровнем рен¬табельности. Прибыль предприятия по¬лучают главным образом от реализации продукции, а также от других видов дея¬тельности (сдача в аренду основных фон¬дов, коммерческая деятельность на фи¬нансовых и валютных биржах и т.д.).
Прибыль — это часть чистого до¬хода, который непосредственно по¬лучают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количест¬венно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, ак¬цизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фон¬ды) и полной себестоимостью реализо¬ванной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной про¬дукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. По¬этому финансовые результаты деятельно¬сти следует изучать в тесной связи с ис¬пользованием и реализацией продукции.
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабель¬ности зависят от производственной, снабженческой, маркетин¬говой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Глава 3:
В своей деятельности любое предприятие стремится достичь максимума прибыли, а это, в свою очередь, на прямую зависит от эффективности деятельности предприятия, организации. Эффективность предприятия определяется способом производства и его эффективностью. Существуют различные направления повышения эффективности производства:
- Научно-технический прогресс. Естественно, что при внедрении новых технологий на предприятии снизятся затраты на производство единицы товара и через экономию возрастет прибыль и эффективность;
- Ресурсосбережение и модернизация оборудования;
- Привлечение максимального объема инвестиций и их экономное и рациональное использование;
- Повышение качества продукции и как следствие увеличение объема продаж;
- Эффективность управленческого фактора (исследований, разработок и политики фирмы).
- С последним фактором тесно соприкасается наука маркетинг, и, хотя все факторы должны находиться во взаимодействии.
Использование разработок научно-технического прогресса в торговле приводит к значительным успехам в области повышения прибыли и снижения затрат. Новые виды упаковок, позволяющих продлить срок годности товара, новые материалы для изготовления самих товаров и их упаковки, новые способы рекламы товаров, все это помогает как можно более полно удовлетворить спрос населения, что ведет к увеличению товарооборота.
В области рационализации использования ресурсов немаловажную роль играет планирование деятельности предприятия. Торговые предприятия сегодня не в состоянии за один год решить вопросы пополнения собственных оборотных средств финансирования капитальных вложений в основные фонды и постоянного использования инноваций. Поэтому каждое из них должно знать свои временные возможности по решению указанных и других экономических проблем. Достижение этих целей требует определенной величины финансовых ресурсов, основным источником которых является прибыль (каждому понятно, что и заемные средства можно возвратить также за счет полученной прибыли).
Из приведенных положений ясно, что каждому предприятию необходима информация о возможностях получения прибыли с упреждением на несколько (2-5) лет и об ожидаемом ее объеме на предстоящий период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год). Соответственно этому торговые предприятия прогнозируют прибыль на 3-4 года и разрабатывают планы на предстоящий период. Эту работу предприятия делают также и для того, чтобы сориентироваться в своих отношениях с налоговыми службами.
Привлечение инвестиций позволяет предприятию восполнить недостающие ресурсы для формирования основных и оборотных средств.
Немаловажным фактором в формировании прибыли является человеческий фактор. Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления.
Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников. Получение нового места работы, а так же изменение привычных условий деятельности стимулирует работника, вызывает в нем желание проявить себя с лучшей стороны. Не получив возможности почувствовать себя необходимым, самостоятельным работником, которому доверяют и которого уважают, он разочаровывается в своей работе. При этом, даже просто с экономической точки зрения, люди являются чрезвычайно дорогим ресурсом, а, следовательно, должны использоваться с максимальной эффективностью.
Итак, один из путей повышения прибыльности предприятия – это совершенствование системы управления персоналом, повышение его профессионализма.
В настоящее время, чтобы свободно ориентироваться в потоках информации, четко знать текущую внешнюю и внутреннюю обстановку, отслеживать тенденции развития рынков товаров и услуг, необходимо использовать как раз механизмы маркетинга.
Заключение:
В процессе выполнения данной дипломной работы были рассмотрены вопросы формирования прибыли предприятия, факторы, оказывающие влияние на уровень прибыли и способы определения их влияния. На основании данных о работе ОАО «Мечта» был проведен анализ формирования прибыли и факторов, формирующих ее, в результате которого можно сделать следующие выводы:
- динамика товарооборота за пять лет положительна в действующих ценах, в сопоставимых же ценах в 2001 и 2002 году наблюдалось снижение показателя, хотя в 2003 характеризуется ростом показателя;
- анализ поквартального и помесячного товарооборота показал рост товарооборота в 2003 году в каждом анализируемом периоде;
- рост товарооборота происходил неравномерно, что является отрицательным моментом в деятельности предприятия, так как затрудняет планирование деятельности;
- положительное влияние на рост товарооборота оказал такой фактор как цены на товары (во втором и четвертом кварталах 2003 года), физический объем реализации в первом и третьем кварталах оказал отрицательное влияние на товарооборот;
- анализ трудовых ресурсов показал, что большее влияние на рост товарооборота оказал рост производительности труда;
- доля валовой прибыли в структуре доходов предприятия составляет 74%.
- изменение структуры товарооборота по группам товаров было незначительно, особого влияния на изменение прибыли оно не оказало:
- увеличение товарооборота привело к большему росту прибыли, чем рост торговых надбавок;
- внереализационные доходы упали на 22,52%;
- издержки обращения снизились, но возросли платежи в бюджет;
- фактором, оказывающим наибольшее влияние на формирование прибыли от продаж и прибыли предприятия до налогообложения является товарооборот;
- прибыль используется фондом потребления, то не позволяет предприятию изыскать средства для развития.
- рентабельность по отношению к товарообороту возросла, так же как и рентабельность затрат на оплату труда; рентабельность затрат и рентабельность использования ресурсов. Надо отметить общий низкий уровень показателей рентабельности.
В целом наблюдается рост деловой активности предприятия, но его финансовые результаты оставляют желать лучшего.
В качестве мероприятий по повышению финансовых показателей было предложено увеличить ассортимент макаронных изделий. В связи с расширением группы товаров – макаронных изделий, товарооборот в 2004 году увеличится на 758,37 тыс. руб. (19%) и составит 4749,77 тыс. руб. Удельный вес по остальным группам товаров снизится на 1%, за счет того, что группа макаронных изделий увеличится на 5%. Ее удельный вес в общем объеме продаж предположительно составит 27,49%. Сумма прибыли составит 130,88 тыс. руб.