Введение:
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, за быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором.
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Ту¬ризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географи¬ческие, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые. Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет.
Туризм является высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей и перерабатывающей. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности в частности. Однако отсутствие эффективной государственной политики в сфере туризма на протяжении последних десяти лет привели к тому, что на долю Российской Федерации, несмотря на ее высочайший туристский потенциал, приходится лишь один процент мирового туристического потока, достигшего 657 млн. прибытий в год .
Развитие туризма не возможно без использования различных видов транспорта. Особую важность в настоящее время приобрел авиатранспорт, возможности которого не возможно не использовать при дальних поездках. Наиболее экономичным видом туристского обслуживания, доступным широким слоям населения, является автобусный туризм, который в нашей стране постоянно развивается. Приоритет отдается автобусам выходного дня. На втором месте по популярности - двух-трехдневные поездки по городам России в экскурсионно-познавательных целях. На третьем - поездки в Восточную Европу и шоп-туры на автобусах. Автобусный туризм всегда считался самой стабильной и предсказуемой нишей рынка. Но такие представления устарели: сейчас этот бизнес стремительно меняется.
Глава 3:
Произведем расчеты по стоимости нового тура по маршруту «Старинные города на карте Европы» исходя из того, что 1 = 38 руб.
Автобусный тур целесообразно проводить, если заняты все места . поэтому группа автобусного туризма по Европе будет состоять из 40 туристов и расчет стоимости тура будет произведен с учетом этого обстоятельства
Стоимость страхования тура на одного человека в сутки составляет 2 :
2 x 9 дней = 18 х 40 чел = 720 х 38 руб = 27 360 руб
Калькуляционная статья “Транспортные расходы” включает стоимость: проезда, перевозки туристов от аэропорта прилета до места проживания, транспортных расходов экскурсионное обслуживание при автобусных экскурсиях и т.д. В калькуляцию включаются те расходы, которые входят в обязательную программу тура.
Проезд на поезде до г.Брест в стоимость не влючена.
Комплексное автобусное обслуживание туристов на протяжении всего тура : 5000 на группу х 38 руб = 190 000 руб
Итого по статье « транспортные расходы» - 190 000 руб
Калькуляционная статья “Расходы на проживание” включает:
Отель TOMASZA 3 * г.Краков 1 ночь 43 евро
Отель Mars Aurel 3 * г.Вена 2 ночи 45 евро х 2 = 90 евро
Отель Triska 3* г.Прага 1 ночь 51 евро
Отель Vivaldi Leipzig 3* г.Лейпциг 1 39 евро
Bernstein 2* г.Берлин 1 ночь 47 евро
Итого по статье «проживание» : 270 евро х 40 чел = 12 690 евро х 38 руб = 482 220 руб
Калькуляционная статья “Расходы на питание” рассчитывается в зависимости от вида туризма: питание
Завтраки в отелях включены в стоимость проживания
Обеды и ужины организуются, но оплачиваются туристами.
Итого по статье «питание» - затрат нет
Калькуляционная статья “Расходы на экскурсионную программу” включает только те расходы по экскурсионному обслуживанию, которые входят в обязательную программу тура. Расходы по переезду и аренде катера включены в транспортные расходы.
В программу тура входят шесть экскурсии, стоимость с учетом использования своего транспорта:
Обзорная экскурсия по Варшаве – 100 на группу
Обзорная экскурсия по Кракову – 100 на группу
Обзорная экскурсия по Брно – 80 на группу
Обзорная экскурсия по Вене – 138 на группу
Обзорная экскурсия по Праге - 105 на группу
Обзорная по Дрездену с посещением Дрезденской галереи – 36 с чел
Обзорная по Лейпцигу с посещением музея изобразительного искусства и зоопарка – 44 с 1 чел
Обзорная экскурсия по Берлину с прогулкой на теплоходе 28 с чел
Обзорная экскурсия по Познани с посещением музея истории – 80 с группы
Всего по экскурсионной программе : 4320 + 603 евро = 4923 евро х 38 руб = 187 074 р
Итого по статье «экскурсионное обслуживание» - 187 074 руб
Услуги гида на весь тур – 1000 евро с группы
Калькуляционная статья “Услуги турфирмы” включает расходы по сопровождению группы, бронирование авиабилетов, встречу и проводы в аэропорту, реализацию туров и составляет 7% от прямых затрат
Заключение:
Автобусный туризм остается одним из самых популярных видов туризма. Пользуются популярностью как туры выходного дня, так и многодневные туры.
Во второй главе проведено исследование рынка автобусного туризма в России и в Европе.
Автобусный туризм сегодня наиболее востребованный сегмент туррынка. Автобусные туры востребованы туристами из-за оптимального соотношения цены и возможности увидеть в сжатые сроки большое количество туристских объектов.
Проведенное в работе исследование рынка автобусного туризма в России, позволяет сделать вывод о том, что наибольший спрос приходится на туры выходного дня, и на продолжительные по времени туры с достаточно длительными переездами. Наиболее востребованы автобусные туры в летнее время, в период отпусков и летних детских каникул.
Большой популярностью пользуются зарубежные автобусные туры, на которые приходится половина всех автобусных туров по стране.
В работе проведено исследование рынка автобусного туризма по Европе, в результате которого можно сделать следующие выводы : на сегодняшний день предлагаемая география туров по Европе включает посещение всех без исключения стран Западной и Восточной Европы , предложения турфирм очень разнообразны как по длительности, широте , так и глубине ассортимента туров. Рынок автобусного туризма по оценкам экспертов в нашей стране составляет около 1 млрд руб в год.
Турфирмы идут на различные ухищрения для привлечения новых туристов, так сегодня турист, желающих путешествовать автобусом может в режиме он - лайн зарезервировать себе конкретное место в автобусе.
Оценивая интерес туристов к новым турам по Европе, в работе приводятся результаты маркетингового исследования 288 туристов - покупателей туров московских турфирм. Опрос показал, что потенциальные покупатели готовы путешествовать по Европе, если путешествие будет проходить на комфортном автобусе, а объекты показа будут интересными, при этом длительность туров должна быть от не более десяти дней и не менее недели.
В третьей главе на основе проведенного маркетингового исследования разработана программа тура по историческим городам Европы под названием «Древние города на карте Европы».