Введение:
Актуальность темы. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе и представляя собой сложнейшее по своей психологической природе образование, включенное во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности, выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Самооценка также выступает частью таких родовых образований, как личность и самосознание. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
В дошкольном возрасте происходит закладывание личностных особенностей ребенка. В то же время эти особенности еще не являются жестко фиксированными и возможна коррекция и компенсация тех дефектов, которые значительно труднее было бы преодолеть в дальнейшем. Выявление особенностей формирования самооценки в дошкольном возрасте может способствовать более эффективной и целенаправленной психолого-педагогической работе с целью формирования психологически здоровой личности с адекватной самооценкой.
Известно, что именно семья, оказывая решающую роль в формировании и развитии личности ребенка, выступает в качестве первого социализирующего института обще¬ства, и именно семейное влияние является самым длительным и всеобъ¬емлющим. На современном этапе социально-экономического развития на¬шего общества роль семьи, взаимоотношений ребенка с родителями приобретают еще большее значение, чем прежде. Влияние семьи на формирование личности детей является одной из актуальных проблем, находящихся под пристальным вниманием педагогов и психологов. В последние десятилетия отмечается значительный рост неполных семей. Психологи справед¬ливо указывают, что неполные семьи негативно влияют на развитие и формирование личности ребёнка. Вместе с тем в научном плане остают¬ся невыясненными психологические механизмы взаимосвязи структуры семьи и стилей воспитания на самооценку детей дошкольного возраста, что и определило выбор темы настоящей дипломной работы.
Степень разработанности проблемы. Проблемой самооценки, определением её роли в структуре личности занимались многие психологи. Интерес к данной проблеме традиционно высок, о чём свидетельствуют мнгочисленные исследования, посвящённые самым разным аспектам её изучения (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, Л.В. Бороздина, С.А. Будасси, А.И. Липкина, Е.И. Савонько, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, П.Р. Чамата и др.). Некоторые исследователи выделяют типичные взаимосвязи родительского отношения и соответствующего поведения ребёнка, определяют классификации и группы (А. Рое, А.Я. Варга, В.М. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, А.Е Личко, И.М. Марковская, В.М. Минияров, Е.А. Насонова, Т.В. Нещерет, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, А.В. Усова, Г.Т. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.). Самооценка детей дошкольного возраста рассматривается в работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, А.И.Липкиной, М.И.Лисиной, К.Роджерса, В.В.Столина, Х.Хекхаузена, Э.Эриксона и других. Однако до сих пор остаётся не до конца раскрытой специфика влияния родительского воспитания и структуры семьи на самооценку детей дошкольного возраста.
Глава 3:
Полученные результаты приводят к выводу о необходимости психологической помощи семье в коррекции детско-родительских отношений в тех семьях, где у детей крайне низкая самооценка.
В первую очередь необходима согласованная работа воспитателей и психологической службы дошкольного учреждения. Психологическая служба после индивидуальной беседы с детьми и с членами их семьи должна выявить индивидуальный подход к каждому ребёнку и дать определённые рекомендации по воспитанию каждого ребёнка воспитателю. Кроме того, важно, чтоб в процессе воспитательной работы в детском саду присутствовал психолог, который будет по ходу корректировать и направлять действия воспитателя. Также необходимо периодически проводить повышение квалификации воспитателей с внедрением основ возрастной психологии и с углубленным изучением психологии дошкольника.
Психолог детского сада должен также дать воспитателю рекомендации по индивидуальному подходу к семье дошкольника, чтобы направить семейные отношения и воспитание на повышение самооценки дошкольника.
Кроме того, необходимо проводить семинары, которые должны помочь родителям не допустить ошибок в воспитательных воздействиях и установках, которые могут негативно отразиться на психике ребёнка в целом и на самооценке в частности. Важно помнить об основных правилах в воспитании. Приведём некоторые из них.
1. Давая негативную оценку действиям ребёнка, нельзя говорить слов «ты не умеешь…», иначе ребёнок не сможет сохранить побуждение к данному виду деятельности, утратит уверенность в себе, в своих силах и способностях.
2. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребёнка распространялась на его личность, т.е. ребёнка надо критиковать только за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребёнка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, и неадекватную заниженную самооценку.
3. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращённого к ребёнку.
4. Недопустимо сравнивать ребёнка с кем-то другим, ему нельзя никого противопоставлять. Такие сравнения являются с одной стороны, психотравмирующими, а сдруго – формируют негативизм, эгоизм, зависть.
5. Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребёнком, в которой он будет принимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он сможет нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.
6. Главная функция семьи заключается в том, чтобы способностьсоциальной даптации ребёнка исходила из его возможностей.
7. В отношениях к ребёнку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.
Соблюдение вышеперечисленных правил в воспитании детей обеспечит наиболее благоприятное развитие детской психики, а также формирование адекватной самооценки.
Также предлагается проводить комплексную работу с семьями, где бы участвовали и родители и дети. При этом нужно рассматривать каждую семью, каждый случай индивидуально, т.к. в каждой семье есть свои характерные черты в силу структурно-функциональных отличий и личностных особенностей её членов. Это могут быть разные методики психокоррекции детско-родительских отношений: использование смейных ритуалов, использование семейных фотографий, семейная дискуссия, обусловленное общение, техника «честной борьбы» или «конструктивного спора», проигрывание семейных ролей, проигрывание ролей друг друга и многие другие методики. Более подробная разработка методов и методик представляет собой тему для отдельного самостоятельного исследования и не входит в план данной работы.
Заключение:
В результате написания дипломной работы были сделаны следующие выводы.
Самооценка - это относительно устойчивый конструкт личности, структуру которого составляют когнитивный и эмоциональный компоненты, включающие знания о самом себе и переживания, обеспечивающие регулирующую функцию в поведении. Рассматривая самооценку как составляющую в структуре личности, мы пришли к выводу, что самооценка – сложное, многогранное, динамическое свойство личности, которое можно представить как внутренний регулятор в организации личности и один из механизмов саморегуляции. Самооценка - стержень процесса самосознания, его интегрирующее начало, орга¬нично включенное в процесс самопознания. Самооценка имеет свойство изменяться в зависимости от обстоятельств. Конкретными источниками самооценки являются:
• оценка деятельности субъекта, качества его взаимоотношений с другими людьми;
• взаимная оценка в процессах общения людей во всех сферах деятельности;
• личностно-окрашенная оценка субъектом окружающих его людей, их взаимоотношения.
Самооценка связана с мотивами, целями, ценностными ориентациями, установками человека.
Семья играет одну из самых важных ролей в формировании личности ребёнка. Дошкольник моделирует себя по образу и подобию родителей. Особенно важно, чтоб в семье присутствовали оба родителя, поскольку каждый из них являет собой неотъемлемую составляющую семьи, несущую свойственные ей действия и характеристики, необходимые для воспитания полноценной личности. Однако, наряду с личностью родителей, существенное влияние на личностное становление детей способна оказать сложившаяся в семье атмосфера. Нами были отмечены разные аспекты классификации семей. Первая классификация основывается на различиях в структурно-функциональных характеристиках семьи. Вторая линия анализа взаимодействия родителей с детьми лежит в области определения типов, стилей, моделей взаимодействия. Третья область анализа взаимоотношений родителей с детьми находится в русле исследований неблагополучных систем семейного воспитания.