Родители - это самые первые и самые значимые люди в жизни ре¬бенка. Влияние родителей самое сильное, всеобъемлющее и длительное. В отечественной и зарубежной психологии и педагогике традиционно признается ведущая роль взрослого, [6; 8; 17; 25; 73; 44] и особое значение семейной среды в общении и психическом развитии ребенка (работы Л.С. Выгодского, Л.И. Божович, И.В.Дубровиной, А.С.Макаренко, Д.Б. Эльконина, Л.Н. Леонтьена, и др.). С пер¬вых же дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семей¬ного взаимодействия. Родители ребенка являются на первых порах единственными носителями социальных отношений и единственным эвеном, опосредующим все остальные связи ребенка с миром. Отмечается, что «семья - уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания. В ней достаточно прочная нормативная основа сочетается с возможностью тончайших душевных взаимовлияний и длительным индивидуальным воздействием». [45, С.142] Семейное воспитание «имеет широчайший, практически всеобъемлющий диапазон, ибо не сводится к дидактическому внушению, а включает все формы воздействия социума па формирующуюся личность; общение и непосредственное познание, труд и личный пример окружающих, оценку реаль¬ного поведения, поощрение и наказание. [51, С.120] Забота о ребенке в семье осуществляется не эпизодически, не формально, не дозировано, а систематически, всеобъемлюще, комплексно. Таким образом, представляя собой сложный узел че¬ловеческих взаимоотношений, реализующихся в системе семейного взаимодействия и общения, семья именно в этом качестве оказывается важнейшим фактором повседневного существования и развития личности. Однако до настоящего времени сделаны лишь первые шаги в осмыслении тех психологических параметров семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирова¬ния их личностных свойств в данной среде.
Нарушения в личностном развитии ребёнка, появление отклонений в его поведении во многом зависят от личности родителей. Именно родители, являясь первыми воспитателями ребёнка, нередко допускают серьёзные ошибки или своим личным примером задают искажённые нормы социального поведения, которые дети заимствуют и используют не только в сфере внутрисемейных отношений, но и в условиях межличностного общения. Психологическая культура родителей проявляется как в грамотных воспитательных решениях, так и в собственном поведении, которое само по себе тоже воспитывает.
Всё – хорошее и плохое - закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире – в семье. Приобщение к жизни происходит, во-первых, путём подражания взрослым, а, во-вторых, благодаря тому, что сами взрослые культивируют в ребёнке. Поэтому не вызывает сомнения то, насколько велико влияние личности родителей, являющихся для ребёнка источником необходимого жизненного опыта.
В традиционной культуре отцы и матери выполняли в семье разные функции, соответственно отцовское воспитание отличалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи, что не могло не наложить свой отпечаток на его взаимоотношения с детьми. Мать являлась хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи. Своеобразный синтез материнско¬го и отцовского воспитания был (и остается) важнейшим условием нормального развития детей в семье. Как не существует полноценного дома без отца или матери, так не может быть сформирована полноценная личность ре¬бенка без гармоничного сочетания мужского и женского воспитания в семье. «Это две половины одного целого, — отмечает психолог Ф.С. Махов. - Своеобразие отцовского воспитания заключается в передаче детям достоинств мужчины и в блокировании женских недостатков, а своеобразие материнского воспитания состоит в том, чтобы предохранять детей от наиболее типичных мужских недо¬статков, передав им лучшее, что есть в женской натуре». [34, С. 9] Некоторые исследователи (Б.И. Кочубей, Э. Фромм, А.И. Захаров, И.С. Кон, К. Витакер и др.) отмечают, что не только личность родителей и стиль их поведения, но и особенности родительской речи по-разному сказы¬ваются на языковом и личностном развитии ребенка, так как обращения к ребенку матери и отца существенно раз¬личаются между собой.
На начальном этапе взросления ребенка особенно вели¬ко значение в формировании его личности материнской любви и привязанности, которая, по словам Э. Фромма, не должна мешать ребенку взрослеть. «Мать должна иметь веру в жизнь, не должна быть тревожной, чтобы не заражать ре¬бенка своей тревогой. Частью ее жизни должно быть жела¬ние, чтобы ребенок стал независимым и, в конце концов, отделился от нее». [48, С.28] Многие матери, подсозна¬тельно ощущая неестественность своего отношения к ре¬бенку, не всегда способны конструктивно изменить свое обращение с ним. Одна¬ко наряду с матерью су¬щественное влияние на развитие ребенка оказывает и отец, связь с которым совершенно иная. «Он имеет сла¬бую связь с ребенком в первые годы его жизни, и его важ¬ность для ребенка в этот период не идет ни в какое срав¬нение с важностью матери, - считает Э. Фромм. - Но хотя отец не представляет природного мира, он представ¬ляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, вещей, созданных человеческими руками, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец - это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир». [48, С.27] Конечно, личность отца в этом смысле имеет перво¬степенное значение. Дети, и особенно мальчики, во всем стараются подражать отцу, повторяют его привычки, ма¬неру говорить, стиль общения, накапливая, таким обра¬зом, собственный опыт поведения и отношения к окру¬жающему миру. Следует отметить, что если положитель¬ный пример родителей (в первую очередь, отца) не всегда является образцом для подражания, то отрицательный пример, как правило, быстро перенимается детьми (гру¬бость, нецензурная брань, вспыльчивость, неряшливый внешний вид, эмоциональная несдержанность, курение, употребление спиртных напитков и др.). Дети подражают не личности в целом, а ее определенным качествам, иног¬да просто внешним признакам.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / общ. Ред. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 421с.
7. Божович Л.И. Избранные психологические труды .// Под ред. Д.И. Фельдштейн.-М., 1995. - 212 с.
8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: психологические исследования. – М.: Просвещение, 1968. – 464с.
9. Буянов М. К. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского пси¬хиатра. - М.: Просвещение, 1988. – 207с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2005. – 670с.
11. Габриял Т.М. Самооценка как метод изучения личности. - М., 1984. - 44с.
12. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 148с.
13. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 264с.
14. Джеймс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991.
15. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: Психология, 1992. – 192с
16. Ефимкина Р. П. Детская психология. Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.
17. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.: Союз, 1998. – 336с.
18. Заченицкий Р.А., Яковлева Е.К. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов. – М.: МГУ, 1960. – 40с.
19. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 1971. - 100с.
20. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.,1982. - 128с.
21. Изучение мотивации поведения детей и подростков./ Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 1972. - 351с.
22. Исаев Д. Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980.
23. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335с.
24. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. –336с.
25. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.
26. Кочубей Б.И. Мужчина и ребёнок. – М., 1990.
27. Лангмейстер Й. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авицениум, 1984. – 163с.
28. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самосознание в учебной деятельности. - М., 1966. - 142 с.