Введение:
При нарастании кризисных явлений в экономике и переходе к рыночным реформам в России усилилась межрегиональная дифференциация. Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам, когда обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром.
В результате по величине среднедушевого производства валового регионального продукта и среднедушевым реальным доходам населения субъекты Российской Федерации стали различаться более чем в 20 раз. Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий. Все это значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований. Хотя территориальные социально-экономические диспропорции во многом порождаются объективными причинами, не подлежит сомнению необходимость их смягчения.
В нынешних условиях практически невозможна полная реабилитация депрессивных территорий, и речь может и должна идти только о снятии первичной аномальной остроты проблемы. Однако и такую зауженную задачу нельзя решить с использованием простейших средств, например путем выделения специальных субсидий. Необходимы системные по существу механизмы поддержки территорий, способные одновременно воздействовать на ситуации в экономике и социальной сфере и
4
предполагающие применение многофункциональных регуляторов. Поддержка депрессивных территорий носит индивидуальный (по целям, формам и методам) характер, при этом варианты поддержки столь же разнообразны, сколь различны причины депрессии.
Изучение специальной литературы по региональной экономике показало, что в рамках действующей классификации регионов на проблемные, отсталые и депрессивные, понятия депрессивной и кризисной территории достаточно часто используются как синонимы, однако, с нашей точки зрения, их необходимо разделить, так как они отличаются и по существу, и по методам управления.
Актуальность темы исследования. Современная экономическая теория исходит из предпосылки, что циклические колебания и кризисы являются необходимыми составляющими экономического развития, поэтому настоящая работа посвящена проблемам создания и организации функционирования системы стабилизационных мер, сглаживающих негативные моменты цикличности на региональном и местном уровне.
В научных исследованиях существует несколько трактовок понятия «антикризисное управление» - в узком и в широком смысле, но в любом случае большинство работ посвящено проблемам антикризисного управления отдельными предприятиями. Что касается применения антикризисных процедур в практике государственного и муниципального управления, то эта сфера остается малоисследованной и малоразработанной. С нашей точки зрения, в настоящее время существуют все необходимые и достаточные условия для выделения антикризисного управления территорией в самостоятельную область научных исследований.
Глава 3:
Для менее экономически сильных муниципальных образований способ взаимного кредита перемещается на уровень отношений между муниципальными образованиями и выступает как форма объединения гарантий получения наиболее дешевого и крупного займа, для которого требуются взаимные гарантии. С другой стороны, непосредственно хозяйственной деятельностью занимаются не муниципальные предприятия, а муниципальные образования. В этом случае субъектами кредитной кооперации могут выступать и сами органы местного самоуправления.
Их применение дает возможность мелким и слабым в экономическом отношении муниципальным образованиям участвовать в более выгодных формах кредитования и выступать в качестве конкурентоспособных с крупными территориями.
Создание ассоциаций и союзов муниципальных образований превращает межмуниципальную кредитную кооперацию в наиболее вероятное средство быстрого восполнения дефицита средств, а, значит, и оперативного решения стоящих перед территорией проблем.
Однако в этом случае необходимо определить процедуру одалживания. Самая упрощенная схема - это краткосрочные кредиты одного муниципалитета другому (при этом надо учитывать, что подобные кредиты могут носить как финансовый, так и материальный характер). Приведенная
164
схема базируется на личностных взаимоотношениях руководителей конкретных муниципальных образований и возможностей конкретных муниципалитетов. Однако ее использование ограничивается определенной территорией (как правило, близлежащие муниципалитеты) и наличием свободных ресурсов у конкретных муниципальных образований.
Более высокий уровень межмуниципальной кооперации может быть реализован в рамках ассоциаций (союзов) муниципальных образований. Очевидно, что у крупных муниципалитетов имеется достаточно большой запас возможностей для самостоятельного решения проблем выхода из кризиса. В то же время муниципалитеты с небольшим числом жителей, а, следовательно, и с ограниченными возможностями, в значительно большей степени нуждаются в использовании механизмов межмуниципальной кооперации, чем крупные города. Именно поэтому для территорий с низким экономическим и бюджетно-финансовым потенциалом рекомендуется использовать механизм межмуниципалъной кооперации.
Сущность этого механизма состоит в следующем:
1) создается ассоциация муниципальных образований - участников
межмуниципальной кооперации;
2) члены ассоциации принимают решение о создании резервного фонда
и размере взноса в этот фонд (размер взноса связан с численностью жителей
конкретного муниципалитета);
3) собранные в резервный фонд средства аккумулируются на
банковском счете ассоциации и • могут быть использованы только по
решению общего собрания;
4) любое из муниципальных образований, входящих в ассоциацию,
имеет возможность обратиться к собранию и получить необходимую ему
сумму резервного фонда на определенный срок, при этом предоставляемая
ссуда является беспроцентной и срок погашения зависит лишь от решения
собрания.
Заключение:
1. Циклические колебания конъюнктуры, которые нельзя свести к
сезонным перепадам производства, однозначно присущи рыночной
экономике. Экономические кризисы связывают с определенной фазой цикла
производства, во время которой происходит насильственное восстановление
нарушенных пропорций воспроизводства.
Появление экономических кризисов территории связано с: неблагоприятными изменениями макроэкономических показателей; несостоятельностью и банкротством предприятий сферы материального производства; неплатежами в территориальный бюджет; непрофессионализмом и злоупотреблениями отдельных чиновников; спекулятивными операциями на рынке ценных бумаг. В результате обостряются социально-экономические проблемы территории: безработица и необходимость социальных выплат неработающему населению, с одной стороны, и снижение уровня бюджетных расходов в целом, с другой. Как следствие - проблемы с оказанием коммунальных и социальных услуг населению, чрезмерная фискальная нагрузка на жителей и хозяйствующих субъектов, финансовые проблемы у кредиторов.
2. Анализ социально-экономического развития городов Московской
области (региона с уровнем развития выше среднего) на базе модели Ципфа
и методов кластерного анализа позволил сделать общий вывод о
неустойчивости экономической системы региона и о существенных
различиях в уровне социально-экономического развития городов, которые
свидетельствуют о тех или иных кризисных явлениях в отдельных
муниципальных образованиях. Одной из причин подобного явления стали
попытки насильственной деформации сложившихся соотношений «ранг -
размер», в результате чего возникли почти монофункциональные города,
которые испытывают сейчас особенно большие трудности в связи с
необходимостью функциональной переориентацией в новой экономической
171
ситуации и, как следствие, требуют разработки комплекса управленческих воздействий по выводу из кризиса.
Эффективное управление региональным развитием предполагает
дифференцированный подход субъекта Федерации к входящим в него
муниципальным образованиям. При этом для депрессивных территорий,
которые часто являются моноотраслевыми, согласованная деятельность
обоих уровней предусматривает диверсификацию, развитие малого
предпринимательства, строительство недостающих объектов
инфраструктуры и т.п. Для перспективных территорий полигоном взаимодействия может быть формирование "полюсов роста" - наукоградов, технопарков, технополисов, высокотехнологичных производств, в том числе на базе оборонной промышленности, что широко практикуется в Московской области.
3. Муниципальные образования осуществляют управление циклами
производства, потребления продукции и услуг для внутреннего потребления.
Это предполагает анализ структуры и емкости местного рынка, товаров и
услуг для определения объемов продукции, достаточных для удовлетворения
потребностей данного муниципального образования и в то же время
способных обеспечить эффективное функционирование и развитие
соответствующих предприятий и производств.
При переходе к уровню субъекта Федерации экономические отношения должны быть направлены на создание рациональной структуры мощностей по циклам, замыкающимся на уровне региона или группы муниципальных образований, а также по циклам, выходящим за его границы. Экономические отношения на уровне субъекта Федерации обеспечивают региональное развитие на базе рациональной специализации и кооперирования муниципальных образований.