Дипломная по теме: Формирование антикризисного управления

Название работы: Формирование антикризисного управления

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Антикризисный менеджмент

Страниц:

192 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Исследование сущности кризисных явлений в экономике

регионов и муниципальных образований 8

1.1. Природа кризисных явлений в экономике регионов и

муниципальных образований 8

1.2. Депрессивные и кризисные территории как объект управления 26

1.3. Современные проблемы муниципальных образований и

типология городов Московской области в целях антикризисного

управления 45

Глава 2. Теоретические и методические основы разработки

базовой модели антикризисного управления территорией 63

2.1. Встраивание антикризисных технологий в систему управления

развитием территории 63

2.2. Взаимодействие региональных и местных органов управления

при реализации антикризисных программ 81

2.3. Методические подходы к формированию территориальной

системы антикризисного управления ' . 99

Глава 3. Организация поддержки кризисных территорий на

муниципальном уровне 115

3.1. Методические рекомендации по диагностике и финансовому

оздоровлению кризисных предприятий с привлечением бюджетных

средств 115

3.2. Методические рекомендации по антикризисному управлению

градообразующими предприятиями 129

3.3. Разработка модели повышения инвестиционно-инновационной

активности на территории муниципальных образований 153

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 170

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 177

Выдержка:

Введение:

При нарастании кризисных явлений в экономике и переходе к рыночным реформам в России усилилась межрегиональная дифференциация. Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам, когда обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром.

В результате по величине среднедушевого производства валового регионального продукта и среднедушевым реальным доходам населения субъекты Российской Федерации стали различаться более чем в 20 раз. Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий. Все это значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований. Хотя территориальные социально-экономические диспропорции во многом порождаются объективными причинами, не подлежит сомнению необходимость их смягчения.

В нынешних условиях практически невозможна полная реабилитация депрессивных территорий, и речь может и должна идти только о снятии первичной аномальной остроты проблемы. Однако и такую зауженную задачу нельзя решить с использованием простейших средств, например путем выделения специальных субсидий. Необходимы системные по существу механизмы поддержки территорий, способные одновременно воздействовать на ситуации в экономике и социальной сфере и

4

предполагающие применение многофункциональных регуляторов. Поддержка депрессивных территорий носит индивидуальный (по целям, формам и методам) характер, при этом варианты поддержки столь же разнообразны, сколь различны причины депрессии.

Изучение специальной литературы по региональной экономике показало, что в рамках действующей классификации регионов на проблемные, отсталые и депрессивные, понятия депрессивной и кризисной территории достаточно часто используются как синонимы, однако, с нашей точки зрения, их необходимо разделить, так как они отличаются и по существу, и по методам управления.

Актуальность темы исследования. Современная экономическая теория исходит из предпосылки, что циклические колебания и кризисы являются необходимыми составляющими экономического развития, поэтому настоящая работа посвящена проблемам создания и организации функционирования системы стабилизационных мер, сглаживающих негативные моменты цикличности на региональном и местном уровне.

В научных исследованиях существует несколько трактовок понятия «антикризисное управление» - в узком и в широком смысле, но в любом случае большинство работ посвящено проблемам антикризисного управления отдельными предприятиями. Что касается применения антикризисных процедур в практике государственного и муниципального управления, то эта сфера остается малоисследованной и малоразработанной. С нашей точки зрения, в настоящее время существуют все необходимые и достаточные условия для выделения антикризисного управления территорией в самостоятельную область научных исследований.

Глава 3:

Для менее экономически сильных муниципальных образований способ взаимного кредита перемещается на уровень отношений между муниципальными образованиями и выступает как форма объединения гарантий получения наиболее дешевого и крупного займа, для которого требуются взаимные гарантии. С другой стороны, непосредственно хозяйственной деятельностью занимаются не муниципальные предприятия, а муниципальные образования. В этом случае субъектами кредитной кооперации могут выступать и сами органы местного самоуправления.

Их применение дает возможность мелким и слабым в экономическом отношении муниципальным образованиям участвовать в более выгодных формах кредитования и выступать в качестве конкурентоспособных с крупными территориями.

Создание ассоциаций и союзов муниципальных образований превращает межмуниципальную кредитную кооперацию в наиболее вероятное средство быстрого восполнения дефицита средств, а, значит, и оперативного решения стоящих перед территорией проблем.

Однако в этом случае необходимо определить процедуру одалживания. Самая упрощенная схема - это краткосрочные кредиты одного муниципалитета другому (при этом надо учитывать, что подобные кредиты могут носить как финансовый, так и материальный характер). Приведенная

164

схема базируется на личностных взаимоотношениях руководителей конкретных муниципальных образований и возможностей конкретных муниципалитетов. Однако ее использование ограничивается определенной территорией (как правило, близлежащие муниципалитеты) и наличием свободных ресурсов у конкретных муниципальных образований.

Более высокий уровень межмуниципальной кооперации может быть реализован в рамках ассоциаций (союзов) муниципальных образований. Очевидно, что у крупных муниципалитетов имеется достаточно большой запас возможностей для самостоятельного решения проблем выхода из кризиса. В то же время муниципалитеты с небольшим числом жителей, а, следовательно, и с ограниченными возможностями, в значительно большей степени нуждаются в использовании механизмов межмуниципальной кооперации, чем крупные города. Именно поэтому для территорий с низким экономическим и бюджетно-финансовым потенциалом рекомендуется использовать механизм межмуниципалъной кооперации.

Сущность этого механизма состоит в следующем:

1) создается ассоциация муниципальных образований - участников

межмуниципальной кооперации;

2) члены ассоциации принимают решение о создании резервного фонда

и размере взноса в этот фонд (размер взноса связан с численностью жителей

конкретного муниципалитета);

3) собранные в резервный фонд средства аккумулируются на

банковском счете ассоциации и • могут быть использованы только по

решению общего собрания;

4) любое из муниципальных образований, входящих в ассоциацию,

имеет возможность обратиться к собранию и получить необходимую ему

сумму резервного фонда на определенный срок, при этом предоставляемая

ссуда является беспроцентной и срок погашения зависит лишь от решения

собрания.

Заключение:

1. Циклические колебания конъюнктуры, которые нельзя свести к

сезонным перепадам производства, однозначно присущи рыночной

экономике. Экономические кризисы связывают с определенной фазой цикла

производства, во время которой происходит насильственное восстановление

нарушенных пропорций воспроизводства.

Появление экономических кризисов территории связано с: неблагоприятными изменениями макроэкономических показателей; несостоятельностью и банкротством предприятий сферы материального производства; неплатежами в территориальный бюджет; непрофессионализмом и злоупотреблениями отдельных чиновников; спекулятивными операциями на рынке ценных бумаг. В результате обостряются социально-экономические проблемы территории: безработица и необходимость социальных выплат неработающему населению, с одной стороны, и снижение уровня бюджетных расходов в целом, с другой. Как следствие - проблемы с оказанием коммунальных и социальных услуг населению, чрезмерная фискальная нагрузка на жителей и хозяйствующих субъектов, финансовые проблемы у кредиторов.

2. Анализ социально-экономического развития городов Московской

области (региона с уровнем развития выше среднего) на базе модели Ципфа

и методов кластерного анализа позволил сделать общий вывод о

неустойчивости экономической системы региона и о существенных

различиях в уровне социально-экономического развития городов, которые

свидетельствуют о тех или иных кризисных явлениях в отдельных

муниципальных образованиях. Одной из причин подобного явления стали

попытки насильственной деформации сложившихся соотношений «ранг -

размер», в результате чего возникли почти монофункциональные города,

которые испытывают сейчас особенно большие трудности в связи с

необходимостью функциональной переориентацией в новой экономической

171

ситуации и, как следствие, требуют разработки комплекса управленческих воздействий по выводу из кризиса.

Эффективное управление региональным развитием предполагает

дифференцированный подход субъекта Федерации к входящим в него

муниципальным образованиям. При этом для депрессивных территорий,

которые часто являются моноотраслевыми, согласованная деятельность

обоих уровней предусматривает диверсификацию, развитие малого

предпринимательства, строительство недостающих объектов

инфраструктуры и т.п. Для перспективных территорий полигоном взаимодействия может быть формирование "полюсов роста" - наукоградов, технопарков, технополисов, высокотехнологичных производств, в том числе на базе оборонной промышленности, что широко практикуется в Московской области.

3. Муниципальные образования осуществляют управление циклами

производства, потребления продукции и услуг для внутреннего потребления.

Это предполагает анализ структуры и емкости местного рынка, товаров и

услуг для определения объемов продукции, достаточных для удовлетворения

потребностей данного муниципального образования и в то же время

способных обеспечить эффективное функционирование и развитие

соответствующих предприятий и производств.

При переходе к уровню субъекта Федерации экономические отношения должны быть направлены на создание рациональной структуры мощностей по циклам, замыкающимся на уровне региона или группы муниципальных образований, а также по циклам, выходящим за его границы. Экономические отношения на уровне субъекта Федерации обеспечивают региональное развитие на базе рациональной специализации и кооперирования муниципальных образований.

Похожие работы на данную тему