Введение:
Среди многих проблем, вошедших в жизнь нашей страны вме¬сте с рыночными преобразованиями, важное место принадлежит интеграции россий¬ской экономики во всемирное хозяйство. С учетом огромных размеров России, низкого уровня развития рыночных отношений с особой остротой возникла необходимость использования в широких масштабах наиболее эффек¬тивных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы уве¬личить степень реальной втянутости государства в мирохозяйствен¬ные связи, более результативно и полно использовать выгоды от участия в между¬народном разделении труда.
В условиях приобретения политической и экономической неза¬висимо¬сти увеличение открытости экономики России является объ¬ективной необхо¬димостью, но осуществляться оно может посте¬пенно, с учетом реальных усло¬вий и сохранения экономической безопасности, оно не должно пускаться на самотек и должно проходить под контролем государства. Значительную роль в этом мо¬жет сыграть создание свободных экономических зон (СЭЗ) – являющееся эффективным инструментом повышения эффективности экономики.
Несмотря на неоднократные попытки создания реально функционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении более десяти лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии.
Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимых практических результатов деятельности российских свободных экономических зон, до сих пор нельзя считать вполне ясным: целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание в наших переходных условиях? В какой мере эти зоны смогут получить развитие в России, как именно должна при этом сказаться ее специфика? Не являются ли зоны свободного предпринимательства своеобразной "естественной монополией" лишь отдельных приграничных районов Российской Федерации? Насколько обширными могут быть их границы? На каком уровне должны приниматься решения об образовании таких зон, какие процедуры при этом целесообразно применять?
Глава 3:
Таким образом, две "старейшие" и, судя по всему, наиболее активно действующие СЭЗ России имеют много сходного как в преимуществах (в основном, обусловленных их выгодным экономико-географическим положением), так и в недостатках. К общим для всех российских СЭЗ проблемам (они охарактеризованы выше) здесь добавляются высокие транспортные издержки, связанные: для Находки - со значительной удаленностью от центральной России, для Калининграда - с "оторванностью" региона от остальной российской территории.
Основные нормативно-правовые документы по этапам создания и развития зоны, ее территория, а также основные преимущества и недостатки рассматриваемых СЭЗ приведены в приложении 2.
Подводя итог проделанной работе в данной главе, необходимо отметить, что функционирование СЭЗ в России сопряжено со множеством проблем: правовых, финансовых, политических и т.п. В следующей главе необходимо провести анализ возможных перспектив развития свободных экономических зон России.
Характеризуя нынешнюю ситуацию с организацией и функционированием свободных экономических зон в России, можно констатировать, что они находятся в стадии ста¬новления, определения своей тактики, выбора приорите¬тов и ориентации. Без существенной поддержки государ¬ства этот период может сильно затянуться, оставив мно¬гие проекты нереализованными. Ожидания эффективных результатов от СЭЗ могут смениться разочарованиями, от¬казом от самой идеи.
Свободные экономические зоны в России при исполь¬зовании их государством как механизм селективной либе¬рализации инвестиционного климата должны выполнить свою роль, концентрируя экспортно-ориентированное и импортозамещающее производство, представлять собой "ловушки" для иностранных инвестиций, стимулируя внеш¬неэкономические связи. Они также должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций, спо¬собствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования.
Организация свободных экономических зон в России должна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое хозяйство как средство интенсификации ее международных экономических связей.
Далее исследуем необходимость создания СЭЗ в России – может быть это экономически невыгодно, и надо искать другие пути стабилизации экономики. Необходимо проанализировать проект разрабатывающего Федерального закона «О свободных экономических зонах», указать перспективы развития СЭЗ в России, выдвинуть предложения по повышения эффективности функционирования СЭЗ.
Заключение:
Проведённое выше исследование позволяют сделать заключение, что и в условиях России создание СЭЗ может являться действенным орудием региональной политики, служить катализатором созидательных экономических процессов. Среди проблем различного характера, встающих на пути их создания и функционирования, нет действительно неразрешимых. Однако, необходимо наличие политической воли у государственной власти, и, как уже упоминалось выше, необходимо принятие Федерального закона «О Свободных экономических зонах в РФ». При этом достижение компромисса в интересах региональных и федеральных властей явится основной гарантией стабильного развития таких зон, а вместе с ними и государства в целом. Именно в этом должна состоять основная цель всех экономико-политических экспериментов и нововведений в нашей стране.
Временные неудачи функционирования СЭЗ следует рассматривать в контексте общих неудач экономических реформ, состоящих, по нашему мнению, в игнорировании международного опыта, некомпетентности и безволии государственной власти. И выход из сложившейся ситуации видится, в первую очередь, в стабилизации политической ситуации в стране, в смене экономических приоритетов. В конечном счете, главной целью государственной политики является повышение благосостояния народа, а следовательно, и построение концепций Свободных экономических зон должно быть подчинено в первую очередь этой цели.
Изучение проблемы функционирования СЭЗ в России показало, что неудачи первого опыта их деятельности объясняются не только неблагоприятным инвестиционным климатом, но и такими причинами, как непродуманность организационной структуры управления и отсутствие жёсткого контроля за исполнением бюджетных субсидий и деятельностью хозяйствующих субъектов СЭЗ.
Несомненно, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:
• формирование на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;
• разработка и принятие соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;
• организация СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;
• взаимная экономическая заинтересованность как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;
• возможность (и готовность) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с пониманием того, что реальный эффект для страны может быть получен только в перспективе;
• создание на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;