Введение:
Степень развития рыночных отношений, активность государства в регулировании социально-трудовых отношений определяет динамику развития национального рынка труда в любой стране. Очевидно, что специфика развития конкретной страны накладывает отпечаток на процессы формирования и функционирования рынка труда.
В сложных условиях переходного периода, когда в стране формируются рыночные отношения, необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с помощью адекватной политики занятости населения. В свою очередь, политика занятости должна опираться на рыночную экономику с социальной направленностью.
Фундаментальную основу создания долгосрочных уникальных преимуществ составляют человеческие ресурсы, т.е. люди, их трудовая мораль и стремление к достижению поставленных целей, их знания и система ценностей, творческие и новаторские способности. Именно эти факторы позволяют обеспечить экономический рост, благосостояние и безопасность страны. Определяющую роль играют сфера труда, условия занятости, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот к человеку как главной цели функционирования социально- ориентированной экономики.
Важнейшими индикаторами на рынке труда являются показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы. Повышение этих показателей ведет к несомненному улучшению рынка труда и его благосостояния.В отличие от других рынков рынок труда характеризуется высокой степенью неопределенности, особенностью функционирования, поскольку имеет дело со специфическим товаром. В этой связи исследование процессов формирования рынка труда и разработка адекватной системы его регулирования является для России одной из приоритетных задач, требующих решения в ближайшее время.
Глава 2:
В 2006 году ввод дополнительных рабочих мест составил более 3,5 тыс. мест, что оказало положительное влияние на рынок труда области.
Наибольшее число новых рабочих мест было создано в промышленности (1,4 тыс. рабочих мест), на транспорте (0,6 тыс. рабочих мест), в торговле (0,6 тыс. рабочих мест), строительстве (0,5 тыс. рабочих мест).
За 9 месяцев текущего года на предприятиях и в организациях области введено свыше 1,9 тыс. новых рабочих мест, что почти на треть ниже показателя соответствующего периода 2006 года. Снижение ввода новых рабочих мест отмечается в сельском хозяйстве - в 5 раз, связи - в 2,2 раза, строительстве - в 3,9 раза, торговле и общественном питании - на 29%. В то же время возросло количество дополнительно введенных рабочих мест в промышленности на 33,3%, жилищно-коммунальном хозяйстве - на 59,5%. Снижение дополнительно введенных рабочих мест обусловило уменьшение числа вакантных рабочих мест, заявленных в органы службы занятости в текущем году. На 1 ноября 2006 года потребность предприятий и организаций в рабочей силе для замещения свободных рабочих мест составила 3,4 тыс. мест, что в 2 раза меньше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. Однако в результате реализации мероприятий активной политики занятости и снижения численности зарегистрированных в службе занятости не занятых трудовой деятельностью граждан разрыв между свободными рабочими местами и претендующими на них не занятыми трудовой деятельностью гражданами с начала отчетного года сократился на 3,1%;
Заключение:
Рынок труда — это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи специфического товара — рабочей силы; рынок, на котором совершается обмен трудовых услуг на заработную плату. На рынке труда формируются спрос, предложение и цена на рабочую силу и, следовательно, на трудовые услуги. Конъюнктура рынка труда характеризуется соотношением между свободными рабочими местами и незанятыми и ищущими работу трудовыми ресурсами. Вместе с другими видами рынка рынок труда образует экономическую систему рыночного механизма. Причем рынок труда выступает основой, на которой строится вся рыночная система, ибо без рынка труда практически невозможно оптимальное функционирование и развитие рыночной экономики.
Российский рынок труда находится в стадии становления, поэтому его модель не обрела еще четких характеристик. Сегодня с достаточной уверенностью можно утверждать, что она ближе к внешнему рынку труда и для этого имеются определенные предпосылки.
Во-первых, в России низкая мобильность рабочей силы с точки зрения ее стихийного движения, что было связано с высокой монополизацией российской экономики, жестким государственным регулированием заработной платы, слабой ее дифференциацией в зависимости от результатов труда. Кроме того, влияло отсутствие рынка жилья, административные ограничения на переезд в другие города.
Во-вторых, низкая мобильность работников в бывшем СССР обусловлена высокой долей услуг, льгот за счет социальных фондов предприятий, в зависимости от стажа работника. Работники многих предприятий получали в своем коллективе жилье, пользовались заводскими детскими садами, детскими лагерями отдыха, бесплатными или льготными путевками в дома отдыха, профилактории, санатории, льготным питанием и т.д.; размер пенсий зависел от продолжительности работа на одном месте. Это привязывало работников к предприятию. Наличие подобных льгот в настоящее время формирует российский внутренний рынок труда.
За последние годы в России, безусловно, произошли позитив¬ные изменения на рынке рабочей силы. Это явилось одним из ус¬ловий экономического роста. В то же время вполне очевидна необходи¬мость существенных изменений в микроструктуре занятости населения в сфере услуг. В современных условиях должна быть обеспечена её интел¬лектуализация. В этой сфере необходимо стимулировать рост занятости в таких отраслях, как наука и научное обслуживание, образование, культу¬ра и искусство. Решение этой задачи в наши дни - важнейшее условие становления и развития экономики знаний, повышения культуры произ¬водства, нравственных начал экономики. Решение таких задач, безуслов¬но, предполагает привлечение не только бюджетных, но и частных инве¬стиций в эти сферы деятельности.