Введение:
Подростковый возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В подростковом возрасте, на базе качественного изменения всей психической жизни, ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе.
Основной важной особенностью подросткового периода является то, что в нем закладывается фундамент и определяется общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. Поэтому очень важно направить происходящие в этом возрасте многочисленные качествен-ные сдвиги в нужное русло.
По мнению ведущего советского специалиста по подростковой и юно-шеской психиатрии А.Е. Личко, возраст от 13 до 18 лет представляет собой критический период для психопатии. Кроме того в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера; такие ак-центуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повыша-ют возможность психических травм и отклоняющегося от нормы поведения. Например, заострение такого типологического свойства подростка, как по-вышенная активность и возбудимость (гипертимность, на языке психиатрии), нередко делает его неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязы-ваться в рискованные авантюры и сомнительные предприятия. Типологиче-ски обусловленная замкнутость в подростковом возрасте иногда перерастает в болезненную самоизоляцию, которой может сопутствовать чувство челове-ческой неполноценности и т.д.
На основе всего этого можно сделать вывод, что проблема подростко-вого возраста является актуальной и интересной для рассмотрения педагогов и психологов.
Целью данной работы является теоретическое изучение и эксперимен-тальное исследование особенностей психических состояний подростков, их влияние на интеллектуальное, психическое развитие личности, на выбор дей-ствий человека в той или иной ситуации.
.............
Глава 2:
Данный тест является надежным и информативным способом само-оценки уровня тревожности в данный момент (ситуативная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика чело-века). Разработан Ч.Д. Спилбергом (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность вос-принимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Ситуативная тревожность характеризуется на-пряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая тревожность вы-зывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.
Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием нев-ротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психологическими заболеваниями.
Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих ситуативную и личностную тревожность.
Основная цель нашего исследования – выявление взаимосвязи между проявлением школьной тревожности подростков и стоящими перед ними си-туациями.
В ходе эксперимента мы ставили задачи:
1. Диагностировать состояние школьной тревожности у детей среднего школьного возраста (подростков).
2. Определить степень влияния тревожности на выбор поведения ребенка в той или иной ситуации.
3. Провести сопоставительный анализ между ситуативной и личностной тревожностью ребенка.
На первом этапе:
а) определена половозрастная группа обследуемых, ее качественный состав;
б) определена методика для определения тревожности школьников.
Для проведения эксперимента мы отобрали группу учащихся VII клас-сов в количестве 20 человек.
В качестве опорной методики – опросник Ч.Д.Спилберга «Исследова-ние тревожности».
............
Заключение:
Проблема подросткового возраста и особенностей психических состояний подростка всегда вызывала интерес многих педагогов и психологов, хотя она является довольно сложной.
Для подросткового возраста характерна антисинхронность развития, как интериндивидуальную (несовпадение во времени развития различных сторон психики у подростков, принадлежащих к одному хронологическому возрасту), так и интраиндивидуальную (т.е. характеризующую различные стороны развития одного школьника), важно иметь в виду и при изучении данного периода, и в ходе практической работы. Необходимо учитывать, что время проявления тех или иных психологических особенностей может значи-тельно варьировать у конкретного школьника – проходить и раньше и позже. Поэтому указываемые возрастные границы, «точки развития» (например, кризис 13 лет) имеют лишь ориентировочное значение.
Такая абстракция в понимании подросткового возраста еще больше ус-ложняет изучение описанных выше явлений.
Таким образом, проблема подросткового возраста, психических со-стояний подростка остается открытой и изучается современными психолога-ми до сих пор.
........