Введение:
Проблема темперамента занимает человечество уже более 25 столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма; так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Темперамент выступая как биологический фундамент определяет формирование личности как социального существа. Темперамент представляет собой индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Нет лучших и худших темпераментов – каждый из них имеет вои положительные стороны и главные усилия должны быть направлены на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. Немало важную роль тип темперамента оказывает на успешность (неуспешность) учебной деятельности учащихся в школах, что лежит в основе его школьной дезадаптации.
Глава 3:
Мы остановились на причине появления дезадаптации подростков с наличием особенностей темперамента, которые могут способствовать и создавать определенные трудности в адаптации подростка в школе.
Нет надобности говорить, что на поведение и деятельность, на активность индивида оказывают влияние многие качества и свойства личности, как определенные биологические, так и сформированные прижизненно в процессе социализации, посредством обучения и воспитания. Безусловно, поступки человека, акты поведения и деятельности определяются особенностями потребностно-мотивационной сферы, наличием уровня притязаний и самооценкой «Я» - концепцией и направленностью личности, ее интеллектуальным уровнем развития и т.д. Но стиль поведения и деятельности отдельного индивида определяется «слепкой» его индивидуальных особенностей, в частности темпераментом. Нет надобности говорить, что особенности темперамента тесно связаны и определяют содержание свойств и качеств личности нами уже перечисленных. Тогда возникает закономерный вопрос, как, каким образом, какими методами и методиками пользоваться для изучения и диагностики психологического облика дезадаптивного подростка?
Длительное наблюдение, скрупулезный анализ поведения учащихся во всех сферах деятельности, оценка его психического состояния позволяют определить тот круг признаков, появление которых может служить тревожным сигналом, неадекватностью поведения и наличием трудностей у подростка.
К таким симптомам необходимо отнести: игнорирование интересов класса; отсутствие интереса к любому виду деятельности (особенно труд и учеба) при одновременном стремлении к развлечениям; нежелание преодолевать трудности в порученном деле; стремление переложить работу на других; неумение организовать собственную деятельность и довести дело до конца, без побуждения, недобросовестность; непослушание; переоценка себя и своих возможностей и т.д. Наблюдения и выводы будут более адекватными если в процессе диагностики будут использоваться и другие методики исследования. Изучать все проявления дезадаптивности подростка сложно и трудоемко. Здесь необходимо исходить из диагностики, которая фиксирует самое существенное в характерном складе личности и влияет на дезадаптацию подростка в школе. Для проведения диагностических процедур с дезадптивными подростками следующие основные элементы личности: наличие акцентуаций характера; самооценка, уровень притязаний; направленность личности; тип темперамента.
Заключение:
Подводя итог анализу психолого-педагогической, методической, научной литературы по теме исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. В отечественной психологии наиболее разработанными теориями темперамента являются концепции И.П. Павлова, В.С. Мерлина, В.М. Теплова, В.Д. Небылицина, В.М. Русалова, которые определяя его особенности, делают акцент на типы и свойства нервной системы. В зарубежной психологии были разработаны теории Э. Кречмера, У. Шелдона, Дж. Гилфорта, С. Берна, Айзенка, в них ставился акцент на типы строения тела, структуру темперамента, черты темперамента. Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.
2.Школьная дезадаптация – социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности подростка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизиологическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию.
Наиболее распространенными причинами школьной дезадаптации являются психолого-педагогические причины, минимальные мозговые дисфункции, синдромы дефицита внимания и гиперактивности, неврозы.
Обычно рассматриваются 3 основных типа проявления школьной дезадаптации: неуспешность в обучении, нарушение поведения, нарушение эмоционально-личностного отношения к обучению.