Курсовая практика по теме: Исследование особенностей психических состояний подростка

Название работы: Исследование особенностей психических состояний подростка

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

36 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей психических состояний подростка 5

1.1. Общая характеристика подросткового возраста 5

1.2. Функциональные возможности и состояния подростков 7

1.3. Эмоциональное состояние подростков 10

1.4. Овладение способами регуляции эмоциональных состояний 15

Глава 2. Экспериментальное исследование психических состояний подростков 18

2.1. Школа самооценки тревожности (Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин) 18

2.2. Исследование состояния агрессии 20

2.3. Изучение самооценки личности подростка 21

ВЫВОДЫ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

БИБЛИОГРАФИЯ 25

ПРИЛОЖЕНИЕ 26

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст составляет особый этап развития в личности ре-бенка. В подростковом возрасте, на базе качественного изменения всей пси-хической жизни, ломаются и перестраиваются все прежние отношения ре-бенка к миру и самому себе.

Основной важной особенностью подросткового периода является то, что в нем закладывается фундамент и определяется общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. Поэтому очень важно направить происходящие в этом возрасте многочисленные качествен-ные сдвиги в нужное русло.

По мнению ведущего советского специалиста по подростковой и юно-шеской психиатрии А.Е. Личко, возраст от 13 до 18 лет представляет собой критический период для психопатии. Кроме того в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера; такие ак-центуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повыша-ют возможность психических травм и отклоняющегося от нормы поведения. Например, заострение такого типологического свойства подростка, как по-вышенная активность и возбудимость (гипертимность, на языке психиатрии), нередко делает его неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязы-ваться в рискованные авантюры и сомнительные предприятия. Типологиче-ски обусловленная замкнутость в подростковом возрасте иногда перерастает в болезненную самоизоляцию, которой может сопутствовать чувство челове-ческой неполноценности и т.д.

На основе всего этого можно сделать вывод, что проблема подростко-вого возраста является актуальной и интересной для рассмотрения педагогов и психологов.

Целью данной работы является теоретическое изучение и эксперимен-тальное исследование особенностей психических состояний подростков, их влияние на интеллектуальное, психическое развитие личности, на выбор дей-ствий человека в той или иной ситуации.

Субъектом изучения является ребенок, находящийся в подростковом возрасте, в роли предмета изучения выступает такие свойства личности как психические состояния, которые включают в себя функциональные состоя-ния и эмоциональные состояния.

При написании работы были использованы следующие методы и мето-дики: метод теоретического исследования проблемы, методика оценки тре-вожности личности Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина, методика оценки агрес-сии Баса-Дарки.

В данной работе представлено теоретическое обоснование проблемы, а также практическая часть, в которой в ходе экспериментов описаны практи-ческие результаты по данной проблеме.

Глава 2. Экспериментальное исследование психических состояний подростков

2.1. Школа самооценки тревожности (Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин)

Данный тест является надежным и информативным способом само-оценки уровня тревожности в данный момент (ситуативная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика чело-века). Разработан Ч.Д. Спилбергом (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность вос-принимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Ситуативная тревожность характеризуется на-пряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая тревожность вы-зывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.

Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием нев-ротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психологическими заболеваниями.

Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих ситуативную и личностную тревожность.

Основная цель нашего исследования – выявление взаимосвязи между проявлением школьной тревожности подростков и стоящими перед ними си-туациями.

В ходе эксперимента мы ставили задачи:

1. Диагностировать состояние школьной тревожности у детей среднего школьного возраста (подростков).

2. Определить степень влияния тревожности на выбор поведения ребенка в той или иной ситуации.

3. Провести сопоставительный анализ между ситуативной и личностной тревожностью ребенка.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подрост-ком.// Вопросы психологии.-1984-№ 12. – С. 99-106.

2. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1988.-176 с.

3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.-2-е изд. –Л., 1983.

4. Личко А.Е. Подростковая психиатрия.-2-е изд. –Л., 1985.

5. Лозовцева В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подро-стками-одноклассниками//Вопросы психологии.-1986.-№1.

6. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

7. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 1991.-303 с.

8. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях//Вопросы психологии.-1987.-№1.

9. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте.// Вопросы психологии.-1988.-№6.

10. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991.-288 с.

Похожие работы на данную тему