ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст составляет особый этап развития в личности ре-бенка. В подростковом возрасте, на базе качественного изменения всей пси-хической жизни, ломаются и перестраиваются все прежние отношения ре-бенка к миру и самому себе.
Основной важной особенностью подросткового периода является то, что в нем закладывается фундамент и определяется общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. Поэтому очень важно направить происходящие в этом возрасте многочисленные качествен-ные сдвиги в нужное русло.
По мнению ведущего советского специалиста по подростковой и юно-шеской психиатрии А.Е. Личко, возраст от 13 до 18 лет представляет собой критический период для психопатии. Кроме того в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера; такие ак-центуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повыша-ют возможность психических травм и отклоняющегося от нормы поведения. Например, заострение такого типологического свойства подростка, как по-вышенная активность и возбудимость (гипертимность, на языке психиатрии), нередко делает его неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязы-ваться в рискованные авантюры и сомнительные предприятия. Типологиче-ски обусловленная замкнутость в подростковом возрасте иногда перерастает в болезненную самоизоляцию, которой может сопутствовать чувство челове-ческой неполноценности и т.д.
На основе всего этого можно сделать вывод, что проблема подростко-вого возраста является актуальной и интересной для рассмотрения педагогов и психологов.
Целью данной работы является теоретическое изучение и эксперимен-тальное исследование особенностей психических состояний подростков, их влияние на интеллектуальное, психическое развитие личности, на выбор дей-ствий человека в той или иной ситуации.
Субъектом изучения является ребенок, находящийся в подростковом возрасте, в роли предмета изучения выступает такие свойства личности как психические состояния, которые включают в себя функциональные состоя-ния и эмоциональные состояния.
При написании работы были использованы следующие методы и мето-дики: метод теоретического исследования проблемы, методика оценки тре-вожности личности Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина, методика оценки агрес-сии Баса-Дарки.
В данной работе представлено теоретическое обоснование проблемы, а также практическая часть, в которой в ходе экспериментов описаны практи-ческие результаты по данной проблеме.
Глава 2. Экспериментальное исследование психических состояний подростков
2.1. Школа самооценки тревожности (Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин)
Данный тест является надежным и информативным способом само-оценки уровня тревожности в данный момент (ситуативная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика чело-века). Разработан Ч.Д. Спилбергом (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность вос-принимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Ситуативная тревожность характеризуется на-пряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая тревожность вы-зывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.
Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием нев-ротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психологическими заболеваниями.
Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих ситуативную и личностную тревожность.
Основная цель нашего исследования – выявление взаимосвязи между проявлением школьной тревожности подростков и стоящими перед ними си-туациями.
В ходе эксперимента мы ставили задачи:
1. Диагностировать состояние школьной тревожности у детей среднего школьного возраста (подростков).
2. Определить степень влияния тревожности на выбор поведения ребенка в той или иной ситуации.
3. Провести сопоставительный анализ между ситуативной и личностной тревожностью ребенка.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подрост-ком.// Вопросы психологии.-1984-№ 12. – С. 99-106.
2. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1988.-176 с.
3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.-2-е изд. –Л., 1983.
4. Личко А.Е. Подростковая психиатрия.-2-е изд. –Л., 1985.
5. Лозовцева В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подро-стками-одноклассниками//Вопросы психологии.-1986.-№1.
6. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
7. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 1991.-303 с.
8. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях//Вопросы психологии.-1987.-№1.
9. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте.// Вопросы психологии.-1988.-№6.
10. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991.-288 с.