Введение:
В современных условиях экономической деятельности организаций приоритетными объектами управления стали финансовые, трудовые и материальные ресурсы. Финансовому ресурсу, как единственному виду ресурсов организации, который непосредственно может быть трансформирован в любой другой ресурс, должно придаваться первостепенное значение.
С помощью финансового анализа оценивается эффективность деятельности предприятия. Для отслеживания зависимости финансовых результатов деятельности от издержек и объемов реализации используется операционный анализ или анализ "издержки-обьем-прибыль". Планирование затрат важно для определения оптимальной ценовой поли¬тики предприятия.
Зная данные о росте выручки и силу воздействия производственного (операционного) рычага можно определить рост прибыли. Сила воздействия производственного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, т.к. если изменяется выручка, то меняется и сила воздействия, которая в значительной степени за¬висит от среднеотраслевого уровня фондоемкости: чем больше стоимость основных средств, тем больше постоянные затраты, тем сильнее дей¬ствие рычага. Сила воздействия рычага максимальна вблизи порога рентабельности и снижается по мере роста выручки от реализации (т.к. постоянные затраты в их общей сумме уменьшаются). Для предприятий, отягощенных производственными фондами, будет характерна большая сила рычага, что свидетельствует также о росте предпринимательского риска. В условиях нестабильности, падения платежеспособного опроса, инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается катастрофическим па¬дением прибыли и в случае необходимости предприятие будет заблоки¬ровано в своем бизнесе, т.к. снижается возможность диверсификации и пе¬рехода в другую сферу бизнеса
.........
Глава 2:
С помощью финансового анализа оценивается эффективность деятельности предприятия. Для отслеживания зависимости финансовых результатов деятельности от издержек и объемов реализации используется операционный анализ.
Операционный анализ, отслеживающий зависимость финансовых результатов фирмы от объемов производства (реализации), является эффективным методом для оперативного и стратегического планирования. Задача операционного анализа - найти наиболее выгодное сочетание переменных и постоянных издержек, цены и объема реализации. Ключевыми элементами операционного анализа являются валовая маржа, операционный и финансовый рычаг, порог рентабельности и запас прочности фирмы.
Валовая маржа - это выручка от реализации товара (услуги) за вычетом переменных затрат. Максимизация валовой маржи - одна из главных целей менеджмента, так как именно она является источником покрытия постоянных издержек и формирования прибыли. Коэффициентом валовой маржи называется отношение валовой маржи к выручке от реализации.
Порог рентабельности рассчитывается как отношение суммы постоянных издержек к коэффициенту валовой маржи. Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности фирмы. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния постоянных и переменных издержек на формирование финансовых результатов деятельности фирмы при изменении объема производства (реализации). Сила воздействия операционного рычага рассчитывается как отношение валовой маржи к прибыли и показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки. Сила действия операционного рычага максимальна при объеме продаж, близком к порогу рентабельности и уменьшается по мере удаления от порога рентабельности.
........
Исходные данные:
Объем производства – 1300000 ед.
Цена – 200 руб.
Выручка от реализации – 260 мил. руб. (100%)
Переменные издержки – 161,2 мил. руб. (62%)
Валовая маржа – 98,8 мил. руб. (38%)
Постоянные издержки – 35,5 мил. руб. (13,6%)
Прибыль – 63,3 мил. руб. (24,2%)
1. Как изменится объем реализации, обеспечивающий первоначальную прибыль, при изменении цены на 15%
Допустим, цена возрастает на 15%
Новая цена – 230 руб.
Новая выручка – 299 мил. руб. (100%)
Переменные издержки –160,3мил.руб (53,6%)
Валовая маржа – 139 мил.руб (46%)
Постоянные расходы – 35,5 мил.руб (11,8%)
Прибыль – 103,5 мил.руб (34,6%)
Определим, при каком объеме можно получить прежний результат
Qp= 98.8мил.руб/0.46/230руб=933837,3 ед.
Таким образом, повышение цены на 10% позволит снизить объем реализации на 39,2%, при неизменном результате (63,3мил.руб.) или увеличить прибыль на 63,5%, при неизменном объеме реализации.
.......
Заключение:
Таким образом, в заключении нам хотелось бы сформулировать преимущества эффективного управления затратами, т.е. преимущества операционного анализа:
производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно, цен;
наличие качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других производителей;
возможность использования гибкого ценообразования;
предоставление объективных данных для составления бюджета предприятия;
возможность оценки деятельности каждого подразделения с финансовой точки зрения;
принятие обоснованных и эффективных управленческих решений.
Безусловно, наряду со всеми вышеперечисленными преимуществами, на этапе анализа могут возникать и сложности:
недостаточная аналитика счетов бухгалтерского учета, в результате чего большая часть затрат оказывается косвенной;
наличие бухгалтерских данных в части себестоимости в требуемом виде только за небольшое количество отчетных периодов, в результате чего статистическая выборка для деления затрат на постоянную и переменную составляющие будет нерепрезентативной;
сложность определения выручки конкретного подразделения (пример: все участки строительной организации работают на одном объекте, выручка от которого в бухгалтерии не делится по участкам);
..........