Введение:
Дошкольное детство – очень короткий промежуток в жизни человека, всего первые 7 лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего, полностью зависимого от взрослого существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную, полноценную личность, в субъекта общения и деятельности.
Дошкольный возраст имеет огромное значение для последующего психического развития. Как подчеркивается в концепции дошкольного воспитания: «Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков в усвоении различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода» [9].
Одна из особенностей дошкольного возраста состоит в том, что малыш живет общей со взрослыми жизнью. Они вместе играют, лепят, строят, рисуют, поют, танцуют. Но ребенок, как подчеркивал А.В. Запорожец, не пассивный объект внешних влияний. В педагогическом процессе он выступает как субъект общения, устанавливающий контакты, взаимодействующий с условиями жизни и людьми, обладающий личностной неповторимостью. Благодаря активности малыша, которая выступает в разных видах и формах, процесс воздействия на ребенка превращается в сложный двусторонний процесс его взаимодействия с действительностью. Ребенок не только отвечает на раздражители окружающей среды, но и сам воздействует на них и самого себя.
.........
Глава 2:
Досуговая деятельность является приоритетным направле¬нием в организации жизни дошкольника, основой формирования его общей культуры. Она осуще¬ствляется через организацию отдыха, развлече¬ний, праздников в свободное время, а также путем самообразования и творческой деятельности. При составлении плана воспитатели, музыкальные руководители, хореографы опирались на иссле¬дования российских и зарубежных ученых и педа¬гогов, которые свидетельствуют, что продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его интеллектуального, нравственного, эстетического и физического раз¬вития, закрепления навыков и умений, получен¬ных на занятиях, развития творчества. При написании плана досуговых мероприятий мы пользовались указанной выше Программой воспитания, обучения и развития в детском дошкольном учреждении.
Программа нацеливает на то, что досуговая де¬ятельность ребенка должна стать постоянной за¬ботой взрослых - работников детских учрежде¬ний и родителей. Ныне она осуществляется в детском дошкольном учреждении дома, в учреждениях дополнительного образова¬ния. И здесь важен новый подход, опирающийся на научную методологию, предполагающий глу¬бину идейно-теоретического содержания, серьез¬ные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно обоснован¬ное предвидение тенденции развития деятельнос¬ти детей в свободное время. Только тогда открыва¬ется уникальная возможность сделать акцент на развитии досуговой культуры новых поколений.
Итак, содержание программы представлено в виде раскрытия целей и задач воспитания и обуче¬ния, направлений педагогической деятельности, перечня тем занятий, литературных, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства; порядка ознакомления с конкретным содержанием на каждом этапе работы с детьми, с учетом режима их пребывания в детском саду, вре¬мени года и т.д.
В соответствии с требованиями программы в старшей группе детского дошкольного учреждения № 1 «Сказка» досуговые мероприятия проводятся 4 раза в месяц, то есть каждую неделю в группе проходит большое мероприятие, которое готовят воспитатели, музыкальные работники, хореографы. Им помогают родители и дети. На досуговых мероприятиях происходит обобщение знаний, полученных на занятиях рисованием, трудом, развитием речи, знакомства с окружающим миром и т.д.
На апрель 2004 года в группе были запланированы и проведены следующие мероприятия:
.......
Заключение:
В работе «Развитие познавательной деятельности дошкольников средствами досуга» рассмотрены мероприятия, которые уже были проведены и проведение которых планируются в дальнейшем в детском дошкольном учреждении № 1 «Сказка» в старшей группе. В ней рассмотрены методические разработки досуговых мероприятий, игр, праздников, проведения досуга детей на природе.
Учитывая огромное значение дошкольного возраста для последующего психического развития, воспитатели обращают особое внимание на развитие познавательной деятельности средствами досуга. Особенность этого периода, отличающей его от других, состоит в том, что он является фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков в усвоении различных видов деятельности и обеспечивает общее развитие. В этот период формируются качества и свойства психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка и его отношение к окружающему миру.
В работе дана психолого – педагогическая характеристика старшей группы, составленная на основе наблюдений, бесед с воспитателями, руководителями, хореографами, психологом, анализа детских работ по изобразительному творчеству, трудовому обучению.
Досуговые мероприятия являются теми видами занятий с дошкольниками, которые лучше всего обеспечивают их творческое развитие, познавательную деятельность, речь, что в дальнейшем играет большую роль в обучении в школе. Замечено, что главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная мотивационная готовность к учению, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Если какими-то способами нам удается обеспечить не¬посредственный интерес ребенка к учению, то оно и развитие вдут нормально. Преодолеть трудности мотивационного плана можно лишь, сделав учение интересным занятием для ребенка, т.е. проводя его в форме специальных учебно-дидакгических игр, рассчитанных на увлечение ребенка и на его обучение через поро¬ждение интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.
.........