Введение:
Коренные преобразования всех сфер жизни общества потребовали настоятельной необходимости глубокого переосмысливания сложившейся системы воспитания и образования подрастающего поколения. Непрерывное образование должно стать неотъемлемой частью образа жизни каждого человека. Всесторонне развитие личности, максимальная реализация способностей каждого – главная его цель. Реализация этой высокой цели предполагается в семье как изначальной ступени становления личности, формирования научного мировоззрения, идейной зрелости, политической культуры. Именно в семье должны закладываться такие качества, как социальная ответственность, самодисциплина, уважение к закону, развиваться навыки самоуправления. Перед современной семьей и государством становится задача осуществления комплексного подхода к делу воспитания. [3; 55]
Необходимость осуществления комплексного подхода к воспитанию нашло определенное развитие в теории и практике отечественной педагогики. Так, в последнее время в теории педагогики комплексный подход к воспитанию получил обоснование как один из ведущих принципов воспитания. Нет сомнения в том, что в ближайшее время получат разработку теоретические основы комплексного подхода в связи с созданием целостной системы непрерывного образования. В связи с изложенным возникла настоятельная необходимость научного обоснования комплексного подхода к специально организованному воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллекта.
Как наука, воспитание и обучение таких детей имеет свой предмет, свое содержание. Необходимо изучать законы, принципы, категории, направления воспитания, систему общечеловеческих и конкретных гуманистических ценностей, ценностные ориентации личности умственно отсталых детей.
.......
Глава 2:
Экспериментальное исследование было проведено на базе Республиканского центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель» г. Москвы.
В ходе экспериментального исследования обследовано детей с нарушениями интеллекта, обучающихся в коррекционной школе в 3 классе.
Методики диагностики математических понятий и представлений были отобраны на основе книги Крутецкого В.А. «Психология математических способностей школьников» и направлены на следующие компоненты математических способностей (См. Приложение 1):
Методика 1. Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;
Методика 2. Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;
Методика 3. Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;
Методика 4. Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;
Методика 5. Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами; обратимость мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);
Все перечисленные методики также диагностируют:
• гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;
• математическую память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;
• способность к пространственным представлениям.
........
Заключение:
Представляется актуальным рассмотреть проблему формирования у детей с нарушением интеллекта математических понятий и представлений с позиций системного подхода. По утверждению А. Н. Аверьянова, система, достигшая зрелости, находится в устойчивом состоянии. Вместе с тем в ней продолжаются взаимодействия противоречивых сторон, которые обусловливают ее дальнейшее преобразование. Поэтому необходимо выявить, в какой момент, на каком этапе математического развития детей с интеллектуальной недостаточностью, в каких условиях возможно формирование устойчивых математических представлений и элементарных логических структур, способствующих дальнейшему развитию ребенка. Это позволит преодолеть существующую в настоящий момент фрагментарность в понимании своеобразия и возможностей математического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Опыт обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, накопленный в специальной педагогике, нуждается в глубоком теоретическом осмыслении, в систематизации, так как именно систематизация обеспечивает обозримость тех задач, с которыми приходится сталкиваться исследователю.
Обобщение и систематизация взглядов на проблему формирования у детей с нарушением интеллекта математических понятий и представлений, соотнесение разных подходов друг с другом, критическое переосмысление некоторых положений и активное использование научного и практического опыта предпринято нами в рамках данного курсового исследования.
Поиски эффективных путей коррекционной работы с детьми с нарушениями интеллекта, в том числе и методических, осуществляются в следующих основных направлениях:
• выявление максимальных «пределов» доступности материала, предлагаемого детям для изучения;
..........