Введение:
Актуальность темы исследования обусловливается следующими положениями.
Исследование проблемы развития личности старшего школьника проводится не изолированно, а в общей системе педагогических и психолого-педагогических работ. При существующей содержательной взаимосвязи теоретических и экспериментальных исследований, проводимых в общей педагогике и психологии, возникает необходимость проведения анализа педагогических и психолого-педагогических исследований, посвященных изучению проблемы развития активности личности в профессиональном самоопределении и выборе профессии, объектом которых выступили учащиеся старших классов общеобразовательных школ.
В педагогических работах по профориентации в основном ставится задача организации эффективных профориентационных мероприятий, которые могут быть проведены в рамках средней общеобразовательной школы. Однако для нас важно, что предметом исследований выступают способы педагогических воздействий относительно подросткового и юношеского возраста. Поэтому появляется возможность выделить общие закономерности и психологические проблемы профориентации старших школьников в их профессиональном самоопределении и специфические особенности инициативности в процессе выбора будущей профессии, проявляемые ими.
Таким образом, в теоретической части курсовой работы будут рассмотрены основные подходы к пониманию понятия профориентации вообще и проблем профориентации в частности, а также основные подходы к ней. В практической части будут приведены результаты психодиагностического профориентационного исследования старших школьников.
...........
Глава 2:
Для исследования были выбраны учащиеся 10 «А» класса средней школы № 55 г. Москвы.
В данной школе было исследовано 15 школьников, из них 7 юношей и 8 девушек.
Автору курсовой работы было крайне интересно с помощью анализа результатов самостоятельно проведенного с помощью двух психодиагностических методик исследования проверить, насколько существующие профориентационные методики позволяют судить об особенностях личности школьника, имеющих значение для его дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, целью настоящего эмпирического исследования стало изучение проявлений особенностей личности школьника по результатам профориентационных методик.
Объект исследования – старшие школьники, учащиеся 10 «А» класса средней школы № 55 г. Москвы.
Предмет исследования – профориентация старших школьников.
Гипотеза исследования: существующие профориентационные методики позволяют в достаточном объеме судить об особенностях личности испытуемого, имеющих значение для его дальнейшей профессиональной деятельности.
Для проверки гипотезы в средней школе № 55 г. Москвы в ноябре 2003 года были обследованы 15 учащихся 10 «А» класса с помощью психодиагностических профориентационных методик «Опросник, выявляющий предпочтительную цель труда» и «Опросник профессиональных предпочтений», взятых из монографии Климова Е.А. «Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации« (Москва, изд-во «Знание», 1983 г., с.77-81), и проведена статистическая обработка результатов обследования данных школьников с целью достоверного анализа их личностных особенностей.
Предварительным этапом исследования было изучение социальных характеристик выбранных кандидатов (табл. 1.).
Таблица 1.
Характеристика выборки
Характеристика Кандидаты
Количество %
Возраст 15 лет 10 66,6
Возраст 16 лет 5 33,3
Полная семья 9 60
Неполная семья 6 40
Юноши 7 46,6
Девушки 8 53,4
Анализ показал, что на момент обследования большинство школьников находятся в возрасте 15 лет – 66,6%, более половины живут в полной семье, в которой есть мать и отец (60%), в основном это девушки (53,4%).
Для исследования автором курсовой работы был самостоятельно произведен статистический анализ результатов исследования. Данный анализ проводился на основании существующих статистических методик для обработки данных.
.............
Заключение:
В заключении отметим, что в целом, поставленные задачи выполнены. На этапе констатирующего эксперимента была установлена связь между целью профессиональной деятельности и профессиональными предпочтениями у детей старшего школьного возраста. Коэффициент корреляции Пирсона составил 0,15919. Критический уровень t для выборки объемом 15 и уровнем достоверности 0,95 равен 2,04. Следовательно, коэффициент корреляции Пирсона считается незначимым (недостоверным).
Проведенное исследование позволило сделать следующие общие выводы:
Во-первых, выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что существующие профориентационные методики позволяют в достаточном объеме судить об особенностях личности испытуемого, имеющих значение для его дальнейшей профессиональной деятельности, получила подтверждение.
Во-вторых, выполненное экспериментальное исследование имеет выраженную общую практическую (прикладную) направленность. Примененные методики и результаты исследования могут быть использованы в массовой практике работы с детьми старшего школьного возраста.
Данная работа не представляет собой единственный законченный вариант, она может быть расширена, поскольку профориентация – тема, достойная всестороннего изучения.
Таким образом, полученные данные являются основой для дальнейших исследований по данной проблеме, в том числе можно предполагать, что установление определенных особенностей личности и профессиональных предпочтений старших школьников реально оказывает влияние на их профориентацию.
........