Введение:
Переход России от централизованной системы управления к рыночной во многом зависит от адекватных преобразований в бюджетной сфере. Речь идет прежде всего о необходимости децентрализации бюджетной политики. При этом ключевая роль отводится сбалансированному функционированию всех звеньев бюджетной системы, применению бюджетных методов в регулировании территориального развития. Посредством бюджетных инструментов государство имеет возможность влиять на воспроизводственный процесс, решать многие сложные внутриполитические проблемы, обеспечивать выравнивание социально-экономических условий жизни населения.
Федеративные принципы построения бюджетной системы направлены на сочетание самостоятельного и совместного управления бюджетным процессом. В более широком смысле федерализм подразумевает различного рода объединения для обеспечения совместного достижения общих целей при сохранении целостности, но ограничении самостоятельности каждой из сторон.
Политический принцип федерализма заключается в конституционном распределении между сторонами федеративного образования принадлежащих им по праву властных полномочий в реализации единой политики при обеспечении целостности составных единиц Федерации.
Экономический принцип федерализма состоит в разделении полномочий в отношениях собственности, в разработке и реализации де нежно-кредитной, бюджетно-налоговой, структурной, инвестиционной политики между Федерацией и ее субъектами.
........
Глава 2:
В становлении системы межбюджетных отношений, если судить о ней по таким обобщающим показателям, как степень концентрации финансовых ресурсов на различных уровнях бюджетной системы и распределение по ним бюджетной нагрузки, можно выделить несколько этапов (табл. 1).
Таблица 1
Структура консолидированного бюджета
(в %)
1992г. 1993г 1994г. 1995г. 1996г. 1997г. 1998г. 1999г. 2000г.
Доходы - всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
В том числе:
федерального бюджета 58,0 51,0 47,0 53,0 50,5 48,3 51,1 51,1 51,9
бюджетов территорий 42,0 49,0 53,0 47,0 49,5 51,7 48,9 48,9 48,1
Расходы - всего .... 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
В том числе:
федерального бюджета 67,0 50,0 49,0 49,0 47,5 44,3 53,1 53,1 48,5
бюджетов территорий 33,0 50,0 51,0 51,0 52,5 55,7 46,9 46,9 51,5
Источник: Ассекритов С., Широкобокова В. Межбюджетные отношения: проблемы и подходы к их решению // Экономист. 2001. № 1. С. 57
Несмотря на некоторые колебания, все же происходило снижение уровня централизации совокупных финансовых ресурсов с 1993 г. вплоть до 1999 г. Параллельно шло перераспределение расходного бремени в сторону бюджетов территорий, причем темпами, опережающими децентрализацию доходов. На федеральные бюджеты была переложена значительная часть расходов в социальной сфере и полностью – расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. При этом соответствующего подкрепления их финансовыми ресурсами не было.
Начиная с 1999 г. четко обозначилась противоположная тенденция – повышение степени концентрации финансовых ресурсов государства на федеральном уровне. В бюджете 2001 г. доля доходов федерального бюджета составляет 56,3%. И это при закреплении в Бюджетном кодексе положения о том, что доля доходов совокупного бюджета субъектов Федерации должна быть не менее половины всех доходов консолидированного бюджета.
В Таблице 2 представлены данные, характеризующие долю налоговых доходов, доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации.
...........
Заключение:
Под бюджетным федерализмом понимают форму бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учет интересов всех участников бюджетного процесса на основе достижения компромисса и самостоятельного управления функционированием всех звеньев бюджетной системы.
Бюджетный федерализм базируется на:
сочетании интересов, обеспечивающем высокую степень самостоятельности территориальных бюджетов при сохранении ведущей роли федерального бюджета;
наличии трехзвенной бюджетной системы и равенстве прав бюджетов одного звена;
применении единых для всех субъектов Федерации критериев при расчетах объемов средств, выделяемых из федеративного бюджета в целях выравнивания развития регионов и оказания им финансовой помощи.
Для государств с федеративным устройством можно выделить три типа организации бюджетной системы: централизованные, децентрализованные и комбинированные. При централизованном типе разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов. Децентрализованные типы организации бюджетной системы строятся на признании высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму. Полномочия в сфере расходов адекватны полномочиям в сфере доходов. Для комбинированной модели бюджетного федерализма характерны: использование механизма горизонтального и вертикального
бюджетного выравнивания; повышенная ответственность центра за создание условий для развития регионов; значительная роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов нижестоящим.
.......