Введение:
Актуальность исследования. Среди общих целей Концепции непре-рывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста важное место занимает воспитание нравственного человека. Это процесс, на-правленный на целостное формирование и развитие личности ребенка, он предполагает становление отношений к Родине, ее истории, обществу, кол-лективу, людям, труду, своим обязанностям и к самому себе. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, в безусловность и необходи-мость нравственных норм. Эти особенности являются залогом успешного воспитания младших школьников. Именно в этом возрасте возникают боль-шие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Поэтому педагог должен опираться на то новое положи-тельное, что появилось в психике ребенка, хотя оно является в данный пери-од еще слабым и неразвернутым.
Одним из направлений нравственного воспитания является патриоти-ческое воспитание.
Патриотическое воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Оно выступает как составной элемент его ми-ровоззрения и отноше¬ния к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укреп¬ляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущест-во и независимость, сохранение материальных и духовных Ценностей, разви-вается благородство и достоинство личности.
На нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на вы-работку чувства человеческого благородства, совести, мужест¬ва и самопо-жертвования, если этого требуют интересы родины, ука¬зывал А.Н. Радищев, русский критик-демократ В.Г. Белинский, педагог К.Д. Ушинский.
Проблема исследования. Патриотическая воспитанность представляет со¬бой необходимое качество человека российского об¬щества, ее формирова-ние должно быть одной из самых важных задач обучения, существенным критерием его эффективности.........
Глава 2:
Для процесса воспитания и диагностики патриотического воспитания необходимо знать не только их сущность и содержание, но и их внутренние психологические структурные компоненты. Как и в других моральных каче-ствах в патриотизме можно выделить следующие из этих компонентов: по-требностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенче-ский и волевой [15].
Основываясь на этом положении, мы разработали методику диагности-ки патриотической воспитанности школьников.
Методика основывается на положении о поэтапности формирования психологических компонентов патриотической воспитанности. Поэтому про-водящему диагностику при оценке диагностических заданий необходимо учитывать возрастные особенности развития школьников.
Общие критерии оценки заданий изложены в методике.
Методика диагностики интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности школьников
Задачи:
1. Выявление уровня знаний школьников о родном крае, чувства привя-занности к нему;
2. Изучение сформированности представлений о вкладе родного края в мировую науку, культуру, военное производство, развитие космиче-ской техники, атомной энергетики;
3. Выявление отношения к достижениям науки, политики, экономики, искусства родного края и т.д.
Метод: творческие задания.
Задания:
1. Представь, что тебе довелось познакомиться с инопланетянином, при-бывшим в твой край или город для ознакомления с его достопримеча-тельностями. Расскажи рассказ о своем крае.
2. Каких знаменитых людей своего края, года ты знаешь? Чем они про-славились?
3. Расскажи рассказ на тему «Почему я хочу (не хочу) жить в своей стра-не».
Критерии оценки интеллектуально-эмоционального компонента патрио-тической воспитанности детей:
...........
Заключение:
Патриотическое воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Оно выступает как составной элемент его ми-ровоззрения и отноше¬ния к родной стране, другим нациям и народам. Рус-ский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содер-жит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм яв-ляется не только важ¬ной задачей воспитания, но и его могучим педагогиче-ским средст¬вом. В структуре готовности к защите родины, как правило, вы-деляются морально-политическая, психологическая, военно-техническая подготовка. В психологической подготовке можно выделить следую¬щие компоненты: потребностно-мотивационный, интеллекту¬ально-эмоциональный, поведенческий и волевой, развитие которых требу¬ет специ-фической методики воспитательной работы.
Патриотизм в российском обществе понимается как преданность и лю-бовь к своему Отечеству, к своему народу, гражданственность и служение на благо общества. Патриотизм, как общая и неотъемлемая часть национального самосознания граждан, может и должен стать основой сплочения российско-го общества возрождения его духовно-нравственных устоев. Решение этой задачи обеспечивает патриотическое воспитание, которое предполагает соз-дание условий для формирования патриотических качеств личности.
Критериями патриотической воспитанности человека являются:
сформированность систематических знаний о своей Родине, ее исто-рии, культуре, о культуре народов, проживающих на территории России;
стремление внести свой вклад в развитие своей малой родины: области, города, села;
активная позиция в защите интересов своего государства, проявление социальной ответственности в выполнении обязанностей гражданина, члена нашего общества.
......