Курсовая практика по теме: Недоразвитие речи у детей

Название работы: Недоразвитие речи у детей

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

41 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение

1. Речь и речевые процессы.

1.1. Аспекты организации речевого акта и речевые процессы.

1.2. Речь как средство общения.

1.3. Речь как акт деятельности.

1.4. Речь как психический процесс.

2. Патологии развития речи.

2.1. Механизм и развитие речевого процесса у детей.

2.2. Основные речевые патологии у детей старшего дошкольного возраста и их механизмы.

3. Определение наличия и работа с нарушениями речевых процессов у детей 6 лет.

3.1. Выявление дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

3.2. Обследование слуха речью.

3.3. Изучение заикания.

3.4. Влияние психологической релаксации на результаты логопедической коррекции.

Заключение

Список литературы

Приложения

Выдержка:

Введение:

Существует ряд психических процессов, реализующих на основе своего сквозного характера функцию психической интеграции. Это память, воображение и внимание [16]. Высшие формы этих трех процессов носят специфически человеческий характер, но исходные формы памяти, воображения (сенсорной экстраполяции) и внимания явным образом являются общими для животных и человека. Интегратором психики на ее специфически человеческом уровне, на уровне человеческого сознания является. если использовать терминологию И. П. Павлова, вторичная сигнальная система, или речь. Именно ее И. П. Павлов назвал той чрезвычайной прибавкой, которая переводит психику животных на уровень человеческого сознания и перестраивает, кардинально реорганизует ее на принципиально новых основаниях средствами социальной детерминации [5].

Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь - это специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств. Сложность овладения речью состоит в как можно более полном и совершенном овладении знаками языковой структуры. Внутри индивидуальной психики речь является сквозным психическим процессом, входящим в качестве компонента во все остальные классы и уровни психических явлений человека, по отношению к которым она осуществляет интегративную функцию. В индивидуальной деятельности речь совместно с другими психическими процессами, в состав которых она входит, является психическим компонентом и регулятором этой деятельности. В социально-психологическом акте коммуникации, целостным субъектом которого является не индивидуум, а группа, речь как психический процесс и как индивидуальная деятельность выступает в качестве индивидуально-психологического компонента......

Глава 3:

На основе богатого клинического материала можно составить нейропсихологическую картину речи, ее нейрофизиологические механизмы. Анализ этих материалов показывает, что сенсорная речь связана с корковыми проекциями зрительного, слухового и кожного анализаторов (в случае азбуки для слепых), а также с описанным немецким психиатором и невропатологом К. Вернике центром, расположенным в задней трети верхней височной извилины слева (центр Вернике, или центр понимания речи) [12].

Экспрессивная речь в решающей степени зависит от участка, описанного французским антропологом и хирургом П. Брока, который находится в задней трети нижней лобной извилина слева (центр Брока, или центр экспрессивной речи). Функционирование этого центра детерминировано как информацией, полученной от принятого речевого сигнала, так и внутренними побудительными причинами, мотивацией.

Физиологически речевой процесс является круговым процессом. Речевой круг образуют три мозговых речевых центра [12]:

а) центр Брока производит речь, управляя речевой мускулатурой,

б) центр Вернике распознает собственную речь и речь других людей (слуховой центр речи),

в) ассоциативный центр создает структуру фраз и предложений.

Ребенок рождается и уже в первые месяцы его жизни появляется детский лепет. То есть первым формируется наиболее мощный центр Брока. Еще через несколько месяцев ребенок начинает из общего хаоса звуков выделять и распознавать слова, которые являются жизненно важными для него, например слово "мама" и т.д. Таким образом, вторым формируется центр Вернике, который распознает слова. И только к 2 годам у ребенка формируется наиболее хрупкий ассоциативный центр, который обусловлен воспитанием, культурологическими особенностями и т.д. Именно в это время ребенок начинает говорить фразами. В норме ребенок к 2-3 годам учится синхронизировать речевые центры [12].

Нормальное формирование речи у ребенка возможно только при пребывании его в человеческой языковой среде в начальном периоде развития - до 10 лет. Это оптимальный возраст, после превышения которого способность усвоения языка первичным (материнским) способом резко падает [6].

.................

Заключение:

Язык - это система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для целей коммуникации, формирования и формулирования мыслей, закрепления и передачи общественно-исторического опыта. Язык - это и некоторая максимально возможная система знаков, из которой каждый пользующийся этой системой использует для себя в силу своих возможностей конкретную долю. Кроме того, язык - это многоуровневая система со своими требованиями и ограничениями по всем уровням - от фонетического и графического до грамматического и семантического. Все эти требования и ограничения составляют нормы, правила использования вербальных знаков, которым пользующиеся знаками (информанты) обучаются как в естественных условиях - с помощью родителей, в семье, так и в специальных учебных условиях - в школе, на курсах, по справочникам, словарям. Язык как система, как норма, регулирующая поведение людей, и речь как конкретный процесс использования языковых знаков в своем совместном проявлении показывают особенности отражения объективного мира данной этнической общностью в данный исторический момент.

Таким образом, человек, не владеющий речью – то есть, по сути, не владеющий способами отражения языковых единиц в общении – или владеющий в недостаточной степени оказывается частично выключенным из общественных отношений..........

Похожие работы на данную тему