Введение:
Актуальность работы. Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория детей, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным язы-ком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произ-несения фонем родного языка, с овладением словарного запаса, правилами синтаксиса и смыслом речи. Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии малыша.
К сожалению, в отечественной логопедии на сегодняшний день наибо-лее приоритетным и особенно полно разработанным является коррекционное направление, фокусирующееся на преодолении возникающих или уже имеющихся нарушений речи. Это наиболее понятно в силу объективно большего страдания пациента и беспокойства его родных и близких.
Но такое направление отчасти затеняет другие – не менее важные фор-мы работы. Например, использование различных видов творчества, культур-но-досуговой деятельности для устранения речевых нарушений пока не на-шло широкого применения в логопедической практике. Вместе с тем, созда-ние мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоя-тельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями.
Таким образом, потребности практики, а также методическая целесооб-разность концентрации внимания специалистов, имеющих прямое отношение к формированию и развитию речи ребенка на проблеме развития речевого общения в процессе культурно-досуговой деятельности в детском саду, вы-зывает необходимость актуализировать связь детской творческой деятельно-сти и речевой активности.
Степень разработки проблемы. Основные положения дипломной работы строятся на базе теоретических обобщений, полученных в результате изуче-ния методической литературы по вопросам последовательного, целенаправ-ленного преодоления нарушений в речевом развитии детей дошкольного воз-раста на основе учета свойственных детям с недоразвитием речи особенно-стей психического развития.
Глава 2:
Составление рассказа предшествовало называние предметов, изобра-женных на картинках, и их краткая характеристика (описание внешнего вида, деталей и др.). Затем детям предлагалась тема рассказа, определяющая его возможную событий¬ную основу: «На рыбалке», «Случай в лесу», «Приклю-чение на озере» и т.п. Для облегчения выполнения задания использовался краткий план из трёх-четырёх вопросов, к составлению которого привлекали детей (например: «Что взял с собой мальчик на рыбалку?», «Кого он встре-тил на реке?», «Что принес мальчик домой?» и т.д.). При затруднениях лого-пед давала образец начала рассказа.
Для формирования навыков рассказывания с элементами собственного творчества мной использовались предметно-практические занятия – рисова-ние, аппликацию, конструирование.
Приведу рассказы детей с ОНР, составленные по выполненным рисун-кам и аппликациям (рассказы приводятся без отражения фонетических осо-бенностей речи детей).
Соня П., 6 лет: «Здесь нарисована но… ёлка новогодняя. На ней разные шарики и звёздочки. Ребята водят хоровод… вокруг ёлки. А это Дед Мороз… Он принёс детям подарки.»
Никита Е., 6 лет: «Это у меня дом… В домике живёт мальчик Андрю-ша. Рядом с домом забор… Около дома конура. В конуре живёт собака Ша-рик… Из трубы идёт дым. Мама дома готовит обед. Андрюша будет сегодня есть голубцы.»
Серёжа П., 6 лет: «Это машина. Машина едет… по дороге. А впереди светофор. Там горит красный свет. И машина остановилась. Потом загорелся желтый свет, а потом – зелёный. И машина поехала дальше… в гараж.»
Обучение составлению рассказа на тему без использования словесных и наглядных опор проводилось на заключительном этапе работы.
Заключение:
Итак, детей с нарушением речи можно разделить на 3 уровня:
1. Дети с полным отсутствием общеупотребительной речи;
2. Дети с начатками общеупотребительной речи;
3. Дети с развернутой фразовой речью с элементами лексики, грамма-тики и фонетики.
Развитию речи именно этих детей и была посвящена данная дипломная работа. Дети с недоразвитием речи третьего уровня могут овладеть нормаль-ной речью при проведении с ними длительной логопедической коррекцион-ной работы. Если с такими детьми специально не заниматься, то в дальней-шем это может привести к возникновению у них нервных расстройств и еще большей степени речевого недоразвития.
Основной задачей логопедического воздействия на детей с нарушением речи является обучение этих детей связному, последовательному, граммати-чески и фонетически правильному изложению своих мыслей.
Работа по развитию связной речи должна вестись через обога¬щение сло-варного запаса ребенка; обучение составлению пересказа и придумыванию рас¬сказов; отгадывание загадок, разучивание стихотворений и песен. Все это можно легко реализовать в процессе культурно-досуговой деятельности в детских дошкольных учреждениях, которая играет большую роль в воспита-нии ребенка и обогащении его словарного запаса.
К видам культурно-досуговой деятельности в детских садах следует от-нести проведение праздников, утренников, знакомство с театрализованной деятельностью, организацию дней развлечений, спортивных праздников и др. Так, на праздниках, утренниках речевая деятельность детей совершенствует-ся посредством чтения стихотворений, исполнения песен. Знакомство детей с театром кукол способствует формированию у детей вкуса, воображения, творческому развитию личности ребенка, а следовательно – и обогащению его словарного запаса. Возникающие в игровом процессе эмоции дети пыта-ются выразить словами, тем самым также улучшая свой словарный запас.
Для того, чтобы выявить способы развития речи у детей с ее нарушени-ем, мной был проведен эксперимент в детском саду № 4 г.Рязани, где я рабо-таю воспитателем. При проведении эксперимента детям группы с нормаль-ным речевым развитием и с третьим уровнем недоразвития речи были пред-ложены различные задания по составлению рассказов (составлению отдель-ного предложения по одной или нескольким картинкам, придумывание рас-сказов по серии сюжетных картинок, описание наглядного события во дворе дома, продолжение рассказа по завязке и кульминации действия с помощью опоры на картинку).
Опыт показал, что дети 5-5,5 лет с нормальным уровнем развития речи справлялись с представленными заданиями, как правило, самостоятельно, а дети с третьим уровнем речевого недоразвития допускали значительные аг-рамматизмы, звуковые неточности. Словарный запас этих детей был доста-точно беден. Нарушалась логика повествования, пропускались важные дета-ли рассказа. Продолжение рассказа дети либо вообще не смогли составить, либо делали это с помощью наводящих вопросов. Их рассказ зачастую носил серьезные смысловые ошибки.
Все это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию речевой деятельности таких детей.
Как правило, дети с нарушением речевого развития не являются инициа-торами речи, т.е. их речь проявляется в качестве ответов на вопросы. Поэто-му ребенку важно создать мотивацию общения, т.е. чтобы у него сложились впечатления об увиденном появилась потребность в высказывании.
Процессу становления связной детской речи значительно способствует такой фактор, как наглядность, который является серьезным мотивом к рече-вому акту. Поэтому на первом году обучения мной было обращено внимание прежде всего на то, чтобы дети могли вести описательную речь с опорой на иллюстративный материал.
Так, эффективным оказался прием параллельного описания логопедом и ребенком игровых представленных игровых предметов, когда логопед, а за-тем ребенок составляют описание предмета по частям, называя один и тот же его признак. После того, как этот прием был освоен детьми, я решила обу-чить их перессказу с опорой на наглядный материал. При этом я придержи-валась строгого плана: