Введение:
Невербальные элементы в общении – это жесты, выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты.
Как правило, невербальные элементы одинаковы у всех наций, однако ряд невербальных элементов имеет и различное значение, подчас противополож-ное. Тем не менее в большинстве своем, «язык телодвижений» прост и понятен для всех, хотя в нем существует множество тонкостей, зная которые, можно достаточно точно оценить настроение, состояние своего собеседника. Это и обусловило актуальность выбранной темы.
Методологической основой работы послужили труды отечественных и за-рубежных ученых-теоретиков и практиков. Так, Гамезо М.В. и Домашенко И.А. в «Атласе по психологии» раскрывают значение тех или иных жестов у различ-ных народов». Горелов И.Н. и Енгалычев В.Ф. в книге «Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации» подробно останавливаются на значении тех или иных невербальных элементов в коммуникации. Ладыженская Т.А. в монографии «Живое слово» приводит примеры использования жестов в общении. Павлова Л.Г. в монографии «Спор, дискуссия, полемика» также за-трагивает невербальные элементы в деловом общении. Пиз А. В книге «Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам» объясняет, как по ма-лозаметным и, на первый взгляд, незначительным особенностям в поведении собеседника получать множество дополнительной информации.........
Глава 2:
Японский профессор Х.Онда сформулировал три принципа, которых дол-жен придерживаться человек: уважать каждого собеседника, быть открытым к изменениям, установить хорошие отношения с коллегами. У японцев с тради-циями хорошо. У нас, кстати, раньше тоже было не очень плохо. Американские социальные психологи доказали, что лишь 10 процентов информации воспри-нимается через слова, 55 процентов - через язык телодвижений, 35 процентов - через тональность голоса. В течение многих лет в нашей стране существовала партийная традиция, с возрастом у руководителей эти навыки эффективно формировались. Сейчас этого нет, деловые люди зачастую не умеют ни оде-ваться, ни контролировать язык своих телодвижений.
Чтобы подтвердить практическую значимость изучения, приведем выска-зывание известного психолога В.Зинченко: «Главное в человеческом общении - это понимание смысла, который нередко находится не в тексте, то есть не в значениях, а в подтексте. В человеческом общении мы к этому привыкли. Смысл ищется не только в словах, а в поступках, выражении лица, в оговорках, обмолвках, в непроизвольной позе и жестах». Последнее, то есть жесты, явля-ется предметом особого разговора.
- В свое время Цицерон произнес следующее : «Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике». Повторяя вслед за Н.Кошанским: «Нигде столь не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах».
«...А чего только мы не выражаем руками? Мы требуем, обещаем, зовем и прогоняем, угрожаем, просим, отказываем, восхищаемся, раскаиваемся, пуга-емся, приказываем, подбадриваем, поощряем, обвиняем, прощаем, презираем, рукоплещем, благословляем, унижаем, превозносим, чествуем, радуемся, со-чувствуем, огорчаемся, удивляемся, восклицаем.........
Заключение:
Никто не может сказать что-либо без интонации, мимики, жестов. Мы по-стоянно находимся в какой-то позе, которую можно каким-либо образом истол-ковать.
Фактически, окружающая действительность является лучшим научным и испытательным полигоном. Сознательное наблюдение за своими собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых самым сложным и интересным биоло-гическим организмом – человеком.
Впервые серьезным исследованием этого языка занялся в конце 70-х годов Аллан Пиз, который является признанным знатоком психологии человеческого общения и автором методики обучения основам коммуникации, внедряющейся в крупном обучающем центре «Пиз Трейнинг Корпорейшен» в Австралии.
Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обу-словлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подде-лать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения........