Введение:
Психодиагностика детей обычно проводится с целью раннего выявления их способностей и исправления недостатков в разви¬тии. Первостепенное значение в ранней диагностике имеет оп¬ределение задатков ребенка, его потенциальной одаренности.
Одаренность в самом общем виде можно определить как ин¬дивидуальный познавательный, мотивационный, организатор¬ский и межличностный потенциал, позволяющий ребенку до достаточно высокого уровня развивать свои способности в со¬ответствующих видах социальной активности, добиваться вы¬соких результатов в различных видах деятельности, общения и взаимодействия с людьми.
По определению Комитета образования США, «одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые... в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достиже¬ния... Перспективы таких детей определяются уровнем их дос¬тижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достиже¬ний, общения и лидерства, художественной деятельности,
Способно¬сти к конкретной деятельности имеют много общего с другими специальными способностями. Это общее заключается, прежде всего, в том, что, например, способности к изобразительной деятельности, как и любые другие, являются продуктом исторического развития человека. Способности к художественной деятельности в историческом плане развились в процессе труда, направленном на удовлетворение материальных нужд человека. Одной из потребно¬стей человека было художественное украшение пред¬метов быта, орудий труда, оружия. Постепенно, по мере даль¬нейшего развития и совершенствования всего уклада жизни человека усложнялась и специфика художе¬ственного труда...........
Глава 2:
Психодиагностика, как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.
Психодиагностика (от греч. psyche – душа и diagnosis – распознавание, определение) — технологический процесс постановки психологического диагноза. Включает в себя конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуально–психологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность, валидность, достоверность.
К основным психодиагностическим методикам относятся
1. тесты интеллекта, достижений, специальных способностей,
2. опросники для выявления интересов, ценностных ориентаций личности;
3.проективные методики диагностики установок, отношений, предпочтений,
4. психофизиологические методики измерения свойств нервной системы
(работоспособность, темп деятельности, переключаемость; )
5. малоформализованные методики (наблюдение, беседа, контент–анализ).
Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно представить в виде схемы: (см. таблица 1)
Интерпретация, полученных при помощи тех или иных психодиагностических методов данных, может осуществляться на основе использования двух критериев: при качественном сравнении с нормой или эталоном; при количественном сравнении с группой с последующим заключением о порядковом месте среди других........
Заключение:
Приложение…………………………………………………………………35