Курсовая теория по теме: Развитие цветового восприятия у детей

Название работы: Развитие цветового восприятия у детей

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Педагогика

Страниц:

35 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

1. Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста как

психолого-педагогическая проблема

1.1 Психология восприятия цвета 6

1.2 Возрастные особенности восприятия цвета в дошкольном возрасте 10

1.3 Методические аспекты развития цветового восприятия у детей дошкольного возраста 13

2. Опытно-экспериментальная работа по развитию цветового

восприятия у детей дошкольного возраста

2.1 Определение уровня цветового восприятия 19

2.2 Формы и методы работы по развитию цветового восприятия у детей дошкольного возраста 24

2.3 Анализ результатов исследования 28

Заключение 32

Список литературы 35

Приложение 36

Выдержка:

Введение:

Проблема цвета всегда была и остается для человека актуальной. Очевидно, способность, так или иначе, воспринимать цвета - а каждый из нас различает великое множество оттенков - не обременительная роскошь, а насущный способ приспособления и сохранения вида, сформировавшийся в ходе эволюции. Предпочтение цвета является весьма важным показателем психического состояния человека.

Метод диагностики с помощью цветовых предпочтений занимает очень мало времени, что является его преимуществом перед остальными методами, особенно при исследовании детей дошкольного возраста.

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети и используют в творческой деятельности, это цвет. Многие исследователи детского творчества (Е. Флерина, А.Усова, Б.Теплов, А.Леонтьева, А.Запорожец) считают, что у дошкольников наблюдается двойственное отношение к использованию цвета в своей работе: цвет как передача окраски изображаемого; цвет как украшение.

В настоящее время существует противоречие между недостаточностью разработки данного вопроса, с одной стороны, и потребностью дошкольных учреждений в системе новых методов и приемов междисциплинарного характера в организации работы по восприятию цвета, с другой.

Результаты социологического опроса родителей дошкольников показывают, что подавляющее большинство из них убеждены в необходимости: включения занятий по цветоведению в непрерывный образовательный процесс ДОУ; как можно раньше научить детей воспринимать и распознавать цвета, так как с их помощью малышу будет легче ориентироваться в окружающем мире, и как следствие будет быстрее развиваться кругозор, внимание, воображение, память и мышление.

Предметом исследования в данной работе является технология развития восприятия цвета у детей дошкольного возраста. Объектом - процесс развития восприятия цвета у детей дошкольного возраста. Цель данной работы заключается в попытке рассмотреть развитие цветового восприятия ребенка с точки зрения формирования сенсорных действий по сопоставлению цветовых свойств объектов.

Для ее выполнения необходимо решить следующие задачи:

1 .теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития восприятия цвета у детей дошкольного возраста;

2.рассмотрение понятия «восприятия цвета», возрастные особенности восприятия цвета в дошкольном возрасте, а так же методические аспекты развития цветового восприятия у детей дошкольного возраста;

3.Подбор систем игр и психодиагностики для повышения и определения уровня развития восприятия цвета;

4.Составление рекомендаций для родителей и воспитателей для создания благоприятных условий развития восприятия цвета.

Глава 2:

Методика проведения контрольных серий полностью совпадала с методикой проведения соответствующих серий констатирующих экспериментов.

В Приложении №3 приведены результаты контрольных опытов в сопоставлении с результатами соответствующих серий констатирующих опытов. Из рассмотрения таблицы видно, что во всех контрольных сериях получены значительно более высокие результаты, чем в констатирующих сериях.

Сравнение результатов контрольных серий с результатами соответствующих констатирующих серий неопровержимо доказывает, что способы сопоставления цветовых объектов, которые были приобретены детьми в ходе обучения, существенно повысили эффективность их ориентировки в цветовой действительности. Несмотря на сравнительную кратковременность обучения (с каждым ребенком было проведено всего 4 занятия), эффект его оказался чрезвычайно значительным1.

Широкий перенос результатов обучения, распространение их на выполнение действий с цветовыми объектами, которые в ходе обучения не применялись, на осуществление изолированного сопоставления объектов по таким свойствам, которые в ходе обучения были представлены суммарно (светлота и насьпценность), на выполнение заданий, отличающихся от учебного задания по условиям выполнения (закрашивание объектов с натуры, выбор цветовых объектов по представляемому образцу) и по самому характеру стоящей перед ребенком задачи (учет отношений объектов по светлоте при их размещении), является доказательством того, что в результате формирующих опытов дети приобрели не частные знания или умения, но весьма обобщенный способ осуществления сенсорных действий с цветовыми объектами.

В том, что в контрольных сериях повышение результатов по сравнению с констатирующими экспериментами объяснялось совершенствованием самых способов сопоставления цветовых объектов, убеждают, также наблюдавшиеся изменения в поведении испытуемых во время опыта.

По общему типу выполнения заданий в действиях детей исчезла неуверенность, появилось тщательное (в «сомнительных» случаях неоднократное) сличение объектов с образцом, упорные поиски нужного объекта. Совершенно исчезли случаи применения неадекватных приемов обследования (ощупывания и др.)-

Чрезвычайно показательно, что в результате применения одних и тех же (с небольшими вариациями) методов обучения при работе с детьми в возрасте от 4 до 5 лет был получен сдвиг в области ориентировки на цветовые свойства объектов у всех детей.

Таким образом, результаты формирующей части исследования убедительно подтвердили предположения о совершенствовании сенсорных действий ребенка как основе развития восприятия цвета в дошкольном возрасте посредством серий дидактических игр и упражнений. Для закрепления и совершенствования знаний и умений детей в этой области знаний мы рекомендовали бы создать благоприятные условия для детей в группе и дома.

Рекомендации для воспитателей и родителей.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины. Цвет нужно обязательно увидеть, т.е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой. Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда ребенок научится определять цвета при их непосредственном контакте, т.е. путем наложения и приложения, можно переходить к работе по образцу.

Заключение:

Проблема изучения цветового восприятия детей дошкольного возраста привлекает внимание многих исследователей разных областей науки и практики. Разработка данного направления актуальна в связи с тем, что в настоящее время существует противоречие между недостаточностью разработки данного вопроса, с одной стороны, и потребностью дошкольных учреждений в системе новых методов и приемов междисциплинарного характера в организации работы по восприятию цвета, с другой.

Российские и зарубежные педагоги, и психологи (Венгер Л.Я., Немов Р.С, Пилюгина Э.Г., Леонтьев А.Н.,., Запорожец А.В., Ананьев Б.Г., Ломов Б.Ф., Зинченко В.П. и др.) в разных аспектах рассматривали проблему цветового восприятия и приходили к единому решению, что эта работа необходима с детьми дошкольного возраста.

Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован ЛА. Венгером и описан следующим образом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от трех до семи лет, под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое.

По Л.А. Венгеру, основу способностей, связанных с восприятием, составляют перцептивные действия. Их качество зависит от усвоения ребенком специальных систем перцептивных эталонов. Таким эталоном при восприятии цвета является спектральная гамма . Следовательно, развитие восприятия цвета в дошкольном возрасте осуществляется посредством сенсорных эталонов, которые закрепляются в памяти ребенка с помощью слов, в условиях новых видов детской деятельности и специального обучения посредством сочетания словесных и практических методов.

Цель нашей работы заключается в попытке рассмотреть развитие цветового восприятия ребенка с точки зрения формирования сенсорных действий по сопоставлению цветовых свойств объектов. Для этого мы поставили и решали следующие задачи:

1 .теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития восприятия цвета у детей дошкольного возраста;

2.рассмотрение понятия «восприятия цвета», возрастные особенности восприятия цвета в дошкольном возрасте, а так же методические аспекты развития цветового восприятия у детей дошкольного возраста;

3.Подбор систем игр и психодиагностики для повышения и определения уровня развития восприятия цвета;

Похожие работы на данную тему