Введение:
«Инновационные процессы в образовании» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема моего реферата актуальна потому, что в последние годы все большее значение приобретает новая область знания - педагогическая инноватика. Это сфера науки, изучающая новые технологии, процессы развития школы, новую практику образования.Слово “инновация” происходит от латинского inovatis (in - в, novus - новый) и в переводе означает “обновление, новинку, изменение”. Педагогическая инновация - это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников.
Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно назвать имманентной характеристикой образования, вытекающей из его основного смысла, сущности и значения. Ведь новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном плане. То, что ново для одной школы, одного учителя, может быть пройденным этапом для других. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Не имеет значения, являются ли в настоящее время идея, концепция, технология объективно новыми или нет, можно определить время, когда они были объективно новыми (например, новой в свое время была классно-урочная система Коменского). Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определенного этапа, новшество быстро может стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или отжить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время. Поэтому учителю нужно постоянно следить за новшествами в образовании и осуществлять инновационную деятельность. К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов: изменение в целях (например, новой целью является развитие.....
Глава 2:
Инновационный процесс включает в себя стадии инициации, экспертизы, принятия решений и реализации нововведения.
Зачастую много сил руководители системы образования тратят на обеспечение понимания и принятия членами коллектива выдвигаемых ими идей. Они создают специальные стимулы, побуждающие к участию в реализации нововведений, и внимательно относятся даже к небольшим успехам своих подчиненных. Считается, что по отношению к инновационному процессу существует 5 типов руководителей: консервативный, декларативный, колеблющийся, прогрессивный, одержимый. В зависимости от вида инициации, администратор выполняет разные роли.
Несомненно, что большое воздействие имеют опыт, квалификация и компетентность руководителя в умении вести и оценивать инновационную деятельность. Аналитический подход к построению информационной системы, необходимой для качественного управления инновационными процессами, требует новых нестандартных методов и средств. К их числу относится педагогический мониторинг – длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической действительности.
Сравнительное исследование Н.Ш.Чинкиной показало, что:
1. Наиболее значимыми позитивными факторами творческого саморазвития и инновационной деятельности учителя в условиях инновационного ОУ являются:
а) психологические (стремление к профессиональному росту, творческая инициатива, способность к самоанализу, интерес к педагогическим инновациям, способность к видению психолого-педагогических проблем);
б) профессионально-педагогические (творческий потенциал учителя, способность к сотворчеству, сотрудничеству как с учащимися, так и с коллегами, умение творчески перенимать опыт других, склонность и стремление заниматься экспериментальной работой; профессионализм и т.д.);
2. В условиях инновационных и традиционных школ наиболее значимыми организационно-педагогическими барьерами для творческого саморазвития .......
Заключение:
Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы.
Если касаться общих для образования проблем, то они связаны с попытками согласования тех изменений, которые происходят в обществе в целом и в социально-экономической, технологической, информационной сферах в частности с теми изменениями, которые происходят в науке и образовании, с выбором путей социального развития и путей развития науки, образования. А также того типа связи, который может быть установлен между этими изменениями.
Осмысление инноваций в образовании именно в ряду этих вопросов требует выработки представлений о социальном значении образования и о тех условиях и средствах, когда образование и образовательные инновации обретают социальную значимость. Понимание смыслов, которые могут вкладываться в эти понятия, и разработка адекватных им целей и проектов требует восхождения к теоретическим исследованиям общества, образования и самой инноватики, с одной стороны, и придания большей организованности, осмысленности образовательной, научной и социально-экономической практике, которая может при известных условиях вырабатывать эмпирические факты, задавать опытную базу указанных теорий. с другой. Это позволит, во-первых, определить и "подтянуть" ресурсы для инноваций, во-вторых, реализовать инновационные подходы как действительно необходимый ресурс развития современного общества и отдельных его сфер.
В связи с этим и само обсуждение этих проблем, и реализация решений необходимым образом должны носить многопозиционный характер, включая в себя взаимодействие представителей различных типов деятельностей и мышления, принимая сразу полилогичный и соорганизационный характер.
При описании затруднений нынешней образовательной практики в изменяющейся социально-экономической ситуации, при представлении проявляющихся в практике, образовательной и внешней, тенденций необходимо указать следующие моменты.
С одной стороны, привычными стали трудности, которые испытывают наука и образование в условиях общего социально-экономического кризиса.....