Введение:
В энциклопедических источниках "кредит" (от лат. "credit" - он верит) - ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заемщи-ку на условиях возвратности чаще всего с выплатой заемщиком процентов за пользование ссудой.
Муниципальный кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением муници-пальными образованиями на добровольных началах для временного использо-вания свободных денежных средств юридических и физических лиц. С право-вой точки зрения муниципальный кредит - это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции муниципальными образованиями времен-но свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения. Как совокуп-ность финансово-экономических отношений муниципальный кредит представ-ляет собой отношения между муниципалитетом и юридическими и физически-ми лицами, при которых муниципалитет выступает в роли заемщика денежных средств указанных лиц.
Функционирование муниципального кредита ведет к образованию муни-ципального долга. Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он может существовать в форме:
кредитных соглашений и договоров;
Глава 3:
В случае создания действительно ликвидного вторичного рынка, доход-ность облигаций может в минимальной степени отличаться от доходности од-ной из наиболее надежных облигаций субъектов Федерации - ценных бумаг го-рода Москвы. Однако формирование реальной ликвидности новой и незнако-мой для основной массы профессионалов рынка ценной бумаги - задача весьма и весьма сложная.
Следует учитывать, что, как показывает практика, большое значение в по-вышении привлекательности облигаций может играть предоставление права отсрочки платежа, по выкупленным облигациям. Это дает возможность диле-рам не привлекать дорогие заемные средства для последующей перепродажи облигаций конечным инвесторам. Такая политика размещения может снизить стоимость обслуживания займа для эмитента.
Иностранные инвесторы (нерезиденты)
Интерес нерезидентов к внутрироссийским долговым ценным бумагам (за исключением государственных) остается относительно низким, что связано с их сравнительно низкой ликвидностью, а также особенностями российского законодательства по валютному регулированию и валютному контролю. Так, в соответствии с Инструкцией Центрального Банка от 16 июля 1993 г. N16 "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации", приобретение негосударственных долговых ценных бумаг со сроком до погашения менее 1 года нерезидентами возможно только через счета типа "Т". При этом условия ведения счетов типа "Т" запре-щают возможность конвертации полученной прибыли и ее репатриации. Нали-чие таких ограничений существенно снижает заинтересованность нерезидентов в приобретении краткосрочных долговых ценных бумаг и препятствует созда-нию ликвидного рынка долгосрочных (в том числе - региональных и муници-пальных) облигаций.
В этих условиях эффективным является эмиссия отдельных внешних (ори-ентированных на зарубежный капитал) выпусков облигационных займов в стандартах международных фондовых рынков. То есть - номинированных в иностранной валюте и обращающихся в надежных и признанных международ-ных торговых и расчетно-клиринговых системах. Как показывает опыт россий-ских эмитентов, наиболее перспективным является выпуск еврооблигаций.
Физические лица
Физические лица в настоящее время являются значимой группой потенци-альных инвесторов муниципальных займов. Однако основным средством сбе-режения для большинства из них пока остается СКВ. Вместе с тем с начала 1997 года доля ценных бумаг в структуре денежных накоплений населения продолжала стремительно расти.
Рост инвестиций населения в ценные бумаги в первую очередь объясняет-ся успехами Минфина по реализации эмиссионной программы федерального сберзайма. Следует признать и тот факт, что в настоящее время у населения, видимо, начинает излечиваться "синдром МММ". То есть - возрастает доверие к вложению сбережений в надежные (по субъективному мнению) бумаги и по-степенное уменьшение последствий скандалов с суррогатными псевдоценными бумагами первой половины 90-х годов. Подтверждением этой тенденции в об-щественном мнении является и политика Правительства
Перспективы роста инвестиций населения в ценные бумаги субъектов Фе-дерации и местных органов власти улучшают хорошие рекламно-агитационные возможности эмитента и феномен "регионального патриотизма". В этой связи особенно важно демонстрировать социальную значимость и рентабельность проектов, предполагаемых к финансированию из заемных средств.
Заключение:
Итак, займы органов местного самоуправления являются наиболее выгод-ным источником привлечения средств для финанси¬рования дефицита бюджета или внебюджетных целей в следствии их невысокой цены заимствования и воз¬можности получения дополнительного дохода за счет спекулятивных сделок на вторичном рынке. Законода¬тельная основа выпуска и обращения данного ин-струмента довольно обширна, но все же недостаточна для его нормального функционирования. Из классификации займов видно, что они делятся на мно-гочисленные группы в зависимости от различных категорий. Но общими зада-чами все же являются:
создание регионального финансового инструмента, обеспечение надеж-ными цен¬ными бумагами;
развитие инфраструктуры регионального рынка ценных бумаг;
сокращение оттока денежных средств из региона, отработка механизма привлечения средств в мест¬ный бюджет;
выработка доверия к администрации как первоклассному заемщику;
накопление собственного опыта работы с финансовыми инструментами, в организации рек¬ламы, во взаимодействии с негосударственными финансо-выми и инвестиционными институтами;
обеспечение рекламы своей территории, ее потенциала, ее активного ре-зерва.
Следует отметить, что с выпуском муниципальных займов тесно связано понятие риска, причем выде¬ляют риск инвестора и риск эмитента. А для пре-дотвращения данных рисков разработаны многочисленные системы гарантий, в большинстве общие для всех субъектов РФ, но отличающиеся по некоторым статьям. Для установления доходности по облигациям существует несколько финансовых индикато¬ров, а органы власти каждого субъекта РФ вольны выбирать тот или иной вид индикатора.