Введение:
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора це¬лей организации и путей их достижения. Стратегическое пла¬нирование обеспечивает основу для всех управленческих ре¬шений, функции организации, мотивации и контроля ориен¬тированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтик¬ом, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены чет¬кого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обес¬печивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в на¬шей стране, можно отметить, что стратегическое планирова¬ние становится все более актуальным для российских пред¬приятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями, что определяет актуальность темы данной работы.
Стратегическое планирование представляет собой на¬бор действий и решений, предпринятых руководством, кото¬рые ведут к разработке специфических стратегий, предназна¬ченных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является ин¬струментом, помогающим в принятии управленческих реше¬ний. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в ор¬ганизации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках про¬цесса стратегического планирования:
распределение ресурсов
адаптация к внешней среде
внутренняя координация
организационное стратегическое предвидение
В понятие “планирование” входит определение целей и путей их достижения. Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие
Глава 4:
Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя:
выяснение какой предпринимательской деятельностью занимается фирма;
определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды;
выявление культуры фирмы.
В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем.
Часто руководители фирм считают, что их основная миссия - получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, фирма в конечном счете сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Западные ученые установили шесть ценностных ориентаций (табл. 3), которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений, и связали эти ориентации со специфическими типами целевых предпочтений.
Таблица 3
Категория ценностей Типы предпочтительных целей
Теоретические Истина. Знание
Рац. мышление Долгосрочные исследования и разработки
Экономические Практичность
Полезность Рост. Прибыльность
Результаты
Накопление богатства
Политические Власть
Признание Общий объем капитала,
продаж, кол-во работников
Социальные Хорошие человеческие отношения
Привязанность
Отсутствие конфликта Соц. ответственность относительно прибыльности. Косвенная конкуренция
Эстетические Художественная гармония
Состав. Форма и симметрия Дизайн изделия. Качество. Привлекательность
Религиозные Согласие во вселенной Этика
Моральные проблемы
Общефирменные цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.
Конкретные и измеримые цели (это позволяет создать четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы).
Ориентация целей во времени (здесь необходимо уяснить не только, что фирма хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат).
Достижение цели (служит повышению эффективности организации); установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам.
Заключение:
В ходе выполнения курсовой работы было проанализировано состояние жилищно-ремонтного предприятия № 26 г. Ижевска на основе факторов общего и оперативного окружения, организационной структуры, финансового состояния, производственного, кадрового и маркетингового потенциалов.
Были выявлены стратегические проблемы предприятия на основе матрицы SWOT и сформулирована миссия предприятия, а также цели и установлены их приоритеты.
Используя методику SPACE, выбрана стратегия организации. В соответствии с выбранной стратегией предложены основные направления решения тех или иных проблем, стоящих перед организацией.
Для предприятия любой формы собственности и любых масшта¬бов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйс¬твенной деятельностью, определение стратегии, а также плани¬рование. В настоящее время руководители российских предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопреде¬ленности последствий таких решений, к тому же при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического опыта рабо¬ты в новых условиях.
Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприя¬тия, характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о пра¬вильном выборе партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации. Кроме того, у российских менед¬жеров нет опыта в управлении фирмами в рыночных условиях.