Введение:
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в педагогическом коллективе конфликты довольно частое явление. В них бывают порой задействованы все члены школьного социума: педагоги, родители, учащиеся. Нередко при этом легко разрушаются с таким трудом налаженные связи.
В настоящее время, когда именно коллективные условия определяют успехи науки, техники, возникает острая необходимость в людях, владеющих искусством создавать моральный климат в коллективе. Однако в педагогическом коллективе каждый его член может и должен влиять на благоприятность социально-психологического климата. И коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом.
Чтобы успешно преодолевать разрушительные последствия конфликтов, нужно научиться обходить их. А это возможно лишь при высоком уровне развития коллектива и благоприятного социально-психологического климата.
Целью данной курсовой работы является анализ влияния социально – психологического климата на развитие конфликтов в педагогическом коллективе.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть феномен педагогического конфликта.
3. Проанализировать особенности влияния социально – психологического климата на развитие конфликтов в педагогическом коллективе.
4. Провести эмпирическое исследование влияния социально – психологического климата на развитие конфликтов в педагогическом коллективе.
Глава 3:
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди сосуществуют в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3) компромисс;
4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Заключение:
Целью данной курсовой работы выступал анализ влияния социально – психологического климата на развитие конфликтов в педагогическом коллективе.
Были реализованы следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть феномен педагогического конфликта.
3. Проанализировать особенности влияния социально – психологического климата на развитие конфликтов в педагогическом коллективе.
4. Провести эмпирическое исследование влияния социально – психологического климата на развитие конфликтов в педагогическом коллективе.
Предметом исследования был анализ влияния социально – психологического климата на развитие конфликтов в педагогическом коллективе.
Объектом исследования были участники педагогического процесса в ходе конфликтной ситуации.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что социально-психологический климат и уровень конфликтности в городских и сельских школах будет существенно отличаться.
И в заключение необходимо отметить, что конфликт (от лат. столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, имений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Психологи выделяют три основные группы конфликтов, возникающих в педагогическом коллективе. Первая группа – профессиональные конфликты. Они возникают как реакция на препятствия к достижению целей профессионально-педагогической деятельности, когда нарушаются деловые связи. Вторая группа – конфликты ожиданий. Третья группа – конфликты личностной несовместимости, возникающие в результате личностных особенностей участников педагогического процесса. Классификация стилей поведения в педагогическом конфликте для педагогов включает в себя конфликт конкуренции, конфликт ухода, конфликт приспособления, конфликт сотрудничества, конфликт компромисса.
В настоящее время, когда придаётся большое значение тому, как происходит социализация личности, возникает острая необходимость в людях владеющих искусством создавать моральный климат в коллективе. Общеобразовательная школа не может стоять в стороне от решения этой задачи. Психологический климат – объективно существующее явление. В психологии предприняты попытки выделения основных показателей положительного социально-психологического климата. К таким характеристикам относятся: удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатами труда; признание авторитета руководителей, совмещающих признаки формальных и неформальных лидеров; мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе; высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллективом; сплоченность и организованность членов коллектива; сознательная дисциплина; продуктивность работы; отсутствие текучести кадров.