ВВЕДЕНИЕ
Основой любой организации являются люди (коллектив). Трудовой кол-лектив – формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность объектных ус-ловий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, пре-допределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потреб-ностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ог-раниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах час-то возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми об-наруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фак-тора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут пре-пятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.
Конфликт в организации – это осознанное противоречие между общаю-щимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации или в меж-дуорганизационном пространстве. Пока не сложилось общепринятого понима-ния сущности конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, проти-водействие, противоречие. Другие понимают конфликт как вид общения, си-туационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурент-ного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу. Конфликты происходят и в больших компаниях, и в маленьких фирмах, они могут привести к закрытию организации. Поэтому изу-чение конфликтов в организации - актуальная тема.
Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившегося на стыке многих наук, прежде всего – социологии и пси-хологии.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Анализ динамики экономических показателей
Рассмотрим основные экономические показатели деятельности торговой сети ТГ «Ижтрейдинг» за период последних трех лет (таблица 7) и динамику их изменения представленную на рис. 4.
Таблица 7
Основные экономические показатели деятельности торговой сети
ТГ «Ижтрейдинг» и их динамика в 2002-2004 году, в сопоставимых ценах
Показатель 2002 г. 2003 г. 2003г./2002г., % 2004 г. 2004г./2003г., %
Объем реализации, млн.руб. 92,1 99,6
108,1 122,2
122,7
Затраты, млн. руб. 74,8 82,4 110,2 1052,6 127,7
Прибыль, млн. руб. 17,3 17,2 99,1 16,9 98,4
Рентабельность, ед. 0,188 0,174 92,6 0,138 79,3
Численность работников, чел. 711 893 126,0 1106 123,9
Среднемесячная заработ-ная плата, руб. 2567 2987 116,4 3545 118,7
Данные таблицы 7 показывают, что на протяжении рассматриваемого пе-риода экономическое состояние предприятия имело противоречивый характер. С одной стороны растет объем реализации продукции, увеличивается числен-ность работников, повышается заработная плата. С другой стороны издержки возрастает еще более высокими темпами в связи с чем показатели прибыли и рентабельности снижаются.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.:ИНФРА-М, 2003.
2. Вернер Зигерт. Руководить без конфликтов.– М., Экономика, 2002.
3. Войкунский А. Я говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении. – М.: Прогресс, 2004.
4. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика / Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 2003.
5. Гончаров В. Руководство для высшего управленческого персонала. – М.: Инфра-М, 2004.
6. Грейсон Дж.К.Мл., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге ХХI ве-ка. - М.: Экономика, 2000.
7. Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов. – СПб, 2003.
8. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. – СПб, 2003.
9. Джен Ягер Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса/ Пер. с англ. - М.: Джон Уайли энд Санз, 2002.
10. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям / Под общ. ред. В.Е.Хруцкого. - М.: Республика, 2003.
11. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. – М. Стрингер, 2000.
12. Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевско-го Н.Г. - М.: 1995.
13. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. М: Дело, 2002.
14. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и практический аспект. - М, 2004.
15. Мелибруда Е. Я – ты – мы. Психологические возможности улучшения об-щения. - М, 2000.
16. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2005.
17. Основы управления персоналом / Под ред. Генкина Б.М. – М.: 2005.