Введение:
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что взаимодействие с людьми, в процессе которого между ними возникают субъективные межличностные отношения, называют общением. Но это определение приблизительно. Общение – слишком сложный процесс, многообразные функции которого, на разных этапах человеческой жизни оказывают на личность разное влияние.
Проблема общения и межличностных отношений занимает одно их центральных мест не только в науке психологии, но и в жизни каждого конкретного человека.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой личности, её развитии и становлении. Через общение с другими людьми человек приобретает свои способности и качества и через общение с другими личностями сам становится личностью.
Предмет исследования: различия уровня показателей между учащимися общих классов и специальных классов (с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук).
Объект исследования: две группы испытуемых по семнадцать человек в возрасте 13-16 лет, разделённые на основе отбора по гендерному и возрастному признаку и по принципу разделения на учащихся общих классов Группа I) и специальных классов с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук (Группа II).
Практическая значимость работы: материалы данной дипломной работы исследования могут быть использованы в работе практического психолога в сфере работы с учащимися как в рамках социальной психологии, так и в рамках юридической и педагогической психологии.
Теоретическая значимость работы: систематизирован и качественно проанализирован материал по специфике жизнедеятельности учащихся в системе межличностных взаимоотношений.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что существуют различия в уровне показателей между учащимися общих классов и специальных классов с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук.
Во введение необходимо отметить, что отсутствие активных социальных контактов может привести не только к недоразвитию эмоциональной сферы ребёнка, снижению уровня его активности. Он существенно отстаёт не только в психическом, но и в физическом развитии, почти не прибавляет в весе. А некоторые дети вообще умирают без видимой причины. В процессе общения, под влиянием окружающих не просто происходит овладение миром человеческой культуры, развития произвольности психических процессов. Формируются и более глобальные составляющие психической жизни человека: его самооценка, осознание собственного «Я» и ощущение его тождественности, осваиваются приёмы противопоставления себя как единого целого другим людям, нарабатываются критерии отношений к ним и т.п.
Потому тематика данной дипломной работы несёт в себе большую актуальность.
Глава 4:
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что проблема общения и межличностных отношений занимает одно их центральных мест не только в науке психологии, но и в жизни каждого конкретного человека.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой личности, её развитии и становлении. Через общение с другими людьми человек приобретает свои способности и качества и через общение с другими личностями сам становится личностью. В то же время в современных школах всё ещё используется система с уклоном на гуманитарный и математический профиль. И это не может не влиять на проявление межличностных отношений учеников. И потому исследование данной специфики несёт высокую актуальность.
В настоящее время исследований подобного рода практически не проводилось, что также обусловливает актуальность данного исследования.
Предмет исследования: уровень корреляции между учащимися общих классов и специальных классов (с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук).
Объект исследования: две группы испытуемых по семнадцать человек в возрасте 13-16 лет, разделённые на основе отбора по гендерному и возрастному признаку и по принципу разделения на учащихся общих классов (Группа I) и специальных классов с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук (Группа II).
Цель: провести эмпирическое исследование корреляции между учащимися общих классов и специальных классов с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук).
Задачи исследования:
1. По итогам анализа личных дел и интервьюирования разделить выборку.
2. Провести методику диагностики межличностных отношений Т. Лири.
3. Провести методику на склонность к одиночеству.
4. Провести методику на измерение уровня потребности в общении.
5. Сформулировать общие выводы и рекомендации.
Практическая значимость работы: материалы данного дипломного исследования могут быть использованы в работе практического психолога в сфере работы с учащимися как в рамках социальной психологии, так и в рамках педагогической психологии.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что существуют различия в уровне показателей между учащимися общих классов и специальных классов (с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук).
4.2. Организация и методика исследования
Описание выборки: две группы испытуемых по семнадцать человек в возрасте 13-16 лет, разделённые на основе отбора по гендерному и возрастному признаку и по принципу разделения на учащихся общих классов и специальных классов с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук).
Перечень использованных методик:
1. Метод интервью.
2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
3. Методика на склонность к одиночеству.
4. Методика на измерение уровня потребности в общении.
Описание процедуры исследования: после проведения нами разделения экспериментальной группы с каждой из групп проводились описанные ниже методики.
Описание способа обработки результатов: обработка проводилась при помощи выявления индекса корреляции Пирсона по формуле
r = .
Опишем использованные методики подробнее.
4.2.1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р.Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Заключение:
Целью данной дипломной работы выступал анализ учащихся в системе межличностных взаимоотношений.
Были реализованы следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть проблему межличностных отношений в социальной психологии.
3. Проанализировать особенности воздействия педагога на процесс межличностного взаимодействия в младшем школьном возрасте.
4. Выявить специфику межличностных отношений в группе учащихся в подростково-юношеском возрасте.
5. Провести эмпирическое исследование различий потребности в межличностных взаимодействиях.
6. В заключение подвести итоги данной дипломной работы.
Предмет исследования составляли различия уровня показателей между учащимися общих классов и специальных классов (с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук).
Объект исследования составили две группы испытуемых по семнадцать человек в возрасте 13-16 лет, разделённые на основе отбора по гендерному и возрастному признаку и по принципу разделения на учащихся общих классов Группа I) и специальных классов с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук (Группа II).
Нами была доказана гипотеза о том, что существуют различия в уровне показателей между учащимися общих классов и специальных классов с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук).
В качестве выводов по первой главе необходимо отметить, что психологическая наука очень серьёзно и много занимается диагностикой и последней коррекцией отклонений возникающих в межличностных отношениях. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно становится осознанным и опосредованным речью. В общении можно выделить содержание, цель и средства. Функции общения можно рассматривать на разных уровнях: оценивая общение как важный фактор развития техники, на уровне жизнедеятельности конкретной ситуации взаимодействия. В локальных ситуациях общение может иметь разную функциональную нагрузку.