Дипломная по теме: Проблемы межличностных отношений в школьном возрасте

Название работы: Проблемы межличностных отношений в школьном возрасте

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

43 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. 5

1.1. Общение и его составляющие; виды общения. 5

1.1.1. Общение и его составляющие 5

1.1.2. Виды общения 5

1.2. Функции общения. 6

1.3. Общение как межличностное взаимодействие. 8

1.3.1. Специфика общения как межличностного взаимодействия 8

1.3.2. Межличностные взаимоотношения как психологический фактор развития человека. 8

Выводы по главе 9

ГЛАВА II.ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА ПРОЦЕСС МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 11

2.1. Роль педагога общения в обучении учеников межличностному взаимодействию 11

2.1.1. Педагог и межличностные взаимодействия учеников 11

2.1.2. Педагог и внутригрупповое взаимодействие учеников 11

2.2. Роль педагога в регуляции процесса межличностных отношений 12

2.2.1. Межличностные отношения и деятельность 12

2.2.2. Возрастные особенности руководства деятельностью в системе межличностных взаимоотношений 13

3.3. Роль педагога в организации групповой деятельности 15

2.3.1. Обучение учеников внутригрупповому взаимодействию 15

2.3.2. Специфика процесса внутригруппового взаимодействия 16

Выводы по главе 17

ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ УЧАЩИХСЯ В ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 19

3.1. Специфика межличностных отношений в группе сверстников 19

3.1.1. Специфика межличностных отношений в группе сверстников в подростково-юношеском возрасте 19

3.1.2. Дружба в системе межличностных взаимодействий. 20

3.2. Структура межличностных отношений в подростково-юношеских группах 21

3.2.2. Специфика внутренней сущности межличностных взаимодействий 23

Выводы по главе 24

ГЛАВА IV. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ ПОТРЕБНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ 26

4.1. Цели, задачи, гипотезы исследования 26

4.2. Организация и методика исследования 27

4.2.1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири 28

4.2.2. Методика на измерение уровня потребности в общении 30

4.2.3. Методика на склонность к одиночеству 30

4.3. Результаты и их обсуждение 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 40

Выдержка:

Введение:

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что взаимодействие с людьми, в процессе которого между ними возникают субъективные межличностные отношения, называют общением. Но это определение приблизительно. Общение – слишком сложный процесс, многообразные функции которого, на разных этапах человеческой жизни оказывают на личность разное влияние.

Проблема общения и межличностных отношений занимает одно их центральных мест не только в науке психологии, но и в жизни каждого конкретного человека.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой личности, её развитии и становлении. Через общение с другими людьми человек приобретает свои способности и качества и через общение с другими личностями сам становится личностью.

Предмет исследования: различия уровня показателей между учащимися общих классов и специальных классов (с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук).

Объект исследования: две группы испытуемых по семнадцать человек в возрасте 13-16 лет, разделённые на основе отбора по гендерному и возрастному признаку и по принципу разделения на учащихся общих классов Группа I) и специальных классов с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук (Группа II).

Практическая значимость работы: материалы данной дипломной работы исследования могут быть использованы в работе практического психолога в сфере работы с учащимися как в рамках социальной психологии, так и в рамках юридической и педагогической психологии.

Теоретическая значимость работы: систематизирован и качественно проанализирован материал по специфике жизнедеятельности учащихся в системе межличностных взаимоотношений.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что существуют различия в уровне показателей между учащимися общих классов и специальных классов с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук.

Во введение необходимо отметить, что отсутствие активных социальных контактов может привести не только к недоразвитию эмоциональной сферы ребёнка, снижению уровня его активности. Он существенно отстаёт не только в психическом, но и в физическом развитии, почти не прибавляет в весе. А некоторые дети вообще умирают без видимой причины. В процессе общения, под влиянием окружающих не просто происходит овладение миром человеческой культуры, развития произвольности психических процессов. Формируются и более глобальные составляющие психической жизни человека: его самооценка, осознание собственного «Я» и ощущение его тождественности, осваиваются приёмы противопоставления себя как единого целого другим людям, нарабатываются критерии отношений к ним и т.п.

Потому тематика данной дипломной работы несёт в себе большую актуальность.

Глава 4:

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что проблема общения и межличностных отношений занимает одно их центральных мест не только в науке психологии, но и в жизни каждого конкретного человека.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой личности, её развитии и становлении. Через общение с другими людьми человек приобретает свои способности и качества и через общение с другими личностями сам становится личностью. В то же время в современных школах всё ещё используется система с уклоном на гуманитарный и математический профиль. И это не может не влиять на проявление межличностных отношений учеников. И потому исследование данной специфики несёт высокую актуальность.

В настоящее время исследований подобного рода практически не проводилось, что также обусловливает актуальность данного исследования.

Предмет исследования: уровень корреляции между учащимися общих классов и специальных классов (с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук).

Объект исследования: две группы испытуемых по семнадцать человек в возрасте 13-16 лет, разделённые на основе отбора по гендерному и возрастному признаку и по принципу разделения на учащихся общих классов (Группа I) и специальных классов с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук (Группа II).

Цель: провести эмпирическое исследование корреляции между учащимися общих классов и специальных классов с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук).

Задачи исследования:

1. По итогам анализа личных дел и интервьюирования разделить выборку.

2. Провести методику диагностики межличностных отношений Т. Лири.

3. Провести методику на склонность к одиночеству.

4. Провести методику на измерение уровня потребности в общении.

5. Сформулировать общие выводы и рекомендации.

Практическая значимость работы: материалы данного дипломного исследования могут быть использованы в работе практического психолога в сфере работы с учащимися как в рамках социальной психологии, так и в рамках педагогической психологии.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что существуют различия в уровне показателей между учащимися общих классов и специальных классов (с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук).

4.2. Организация и методика исследования

Описание выборки: две группы испытуемых по семнадцать человек в возрасте 13-16 лет, разделённые на основе отбора по гендерному и возрастному признаку и по принципу разделения на учащихся общих классов и специальных классов с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук).

Перечень использованных методик:

1. Метод интервью.

2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

3. Методика на склонность к одиночеству.

4. Методика на измерение уровня потребности в общении.

Описание процедуры исследования: после проведения нами разделения экспериментальной группы с каждой из групп проводились описанные ниже методики.

Описание способа обработки результатов: обработка проводилась при помощи выявления индекса корреляции Пирсона по формуле

r = .

Опишем использованные методики подробнее.

4.2.1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р.Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Заключение:

Целью данной дипломной работы выступал анализ учащихся в системе межличностных взаимоотношений.

Были реализованы следующие задачи:

1. Провести анализ литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть проблему межличностных отношений в социальной психологии.

3. Проанализировать особенности воздействия педагога на процесс межличностного взаимодействия в младшем школьном возрасте.

4. Выявить специфику межличностных отношений в группе учащихся в подростково-юношеском возрасте.

5. Провести эмпирическое исследование различий потребности в межличностных взаимодействиях.

6. В заключение подвести итоги данной дипломной работы.

Предмет исследования составляли различия уровня показателей между учащимися общих классов и специальных классов (с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук).

Объект исследования составили две группы испытуемых по семнадцать человек в возрасте 13-16 лет, разделённые на основе отбора по гендерному и возрастному признаку и по принципу разделения на учащихся общих классов Группа I) и специальных классов с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук (Группа II).

Нами была доказана гипотеза о том, что существуют различия в уровне показателей между учащимися общих классов и специальных классов с уклоном на изучение математических и гуманитарных наук).

В качестве выводов по первой главе необходимо отметить, что психологическая наука очень серьёзно и много занимается диагностикой и последней коррекцией отклонений возникающих в межличностных отношениях. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно становится осознанным и опосредованным речью. В общении можно выделить содержание, цель и средства. Функции общения можно рассматривать на разных уровнях: оценивая общение как важный фактор развития техники, на уровне жизнедеятельности конкретной ситуации взаимодействия. В локальных ситуациях общение может иметь разную функциональную нагрузку.

Похожие работы на данную тему