Введение:
Одна из самых острых проблем экономики России - нехватка финансовых ресурсов. Наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование - система особых мероприятий в области нало-гообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную эконо-мику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с предприятий. Поэтому в данной работе рассмотрена методика формирования одного из нало-гов субъектов федерации – налога на имущество предприятий.
Проблемы имущественного налогообложения в специальной литературе рассматриваются достаточно регулярно, однако сами системы налогообложе-ния доходов, имущества, сделок постоянно подвер¬гались реформированию, что, с одной стороны, затрудняло анализ норм действующего налогового зако-нодательства, а с другой стороны, неизбежно порождало противоречия между этими актами и создавало возможности как по легальному избежанию возник-новения налоговых обязательств, так и нелегальному уходу от уплаты налогов.
На рубеже третьего тысячелетия ситуация существенно измени¬лась. Нало-говые правила и льготы в сфере налогообложения предприятий существенно сократились в реальном объеме. За последние годы повысился уровень работы налоговых органов. Методики налогообложения, законодательные акты, инст-руктивные материалы в России постоянно совершенствуются, что позволяет сокращать количество вносимых в них изменений и дополнений, а также разъ-яснений налоговых органов.
Все изложенные факты обусловили актуальность темы данной работы и возможность ее написания.
Объектом рассмотрения и исследования в данной работе выступает сово-купность обязательств юридических лиц по уплате имущественных налогов.
Мы попытаемся обобщить и систематизировать информацию о налогооб-ложении имущества предприятий; разъяснить и прокомментировать нормы ак-тов налогового законодательства; выявить отдельные противоречия актов зако-нодательства и инструктивных документов в данной сфере; выработать практи-ческие рекомендации по разрешению проблем налогоплательщиков.
Глава 3:
Исчисление и уплата налога на имущество в ГП «Ижевский механический завод» осуществляется в соответствии с Законом РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с изменениями от 16 июля, 22 декабря 1992 г., 6 марта, 3 июня 1993 г., 11 ноября 1994 г., 25 апреля, 23 июня, 22 августа 1995 г., 8 января 1998 г., 10 февраля, 4 мая 1999 г.) и Инструкции Госналогслужбы РФ от 8 июня 1995 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (с изм. и доп. от 12 июля, 9 октября 1995 г., 29 мая, 13 июня 1997 г., 2 апреля 1998 г., 15 ноября 2000 г.).
Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе ГП «Ижевский механиче-ский завод». Основные средства и нематериальные активы для целей налогооб-ложения учитываются по остаточной стоимости.
Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость иму-щества ГП «Ижевский механический завод».
Среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.
Налоговая база по налогу на имущество предприятия определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат. При этом необходимо иметь в виду, что названное имущество подлежит обложению налогом на имущество предприятий вне зависимости от счетов бухгалтерского учета, на которых оно учитывается.
С 1 января 2001 года введен План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Министер-ства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. N 94н (далее - новый План счетов).
В ГП «Ижевский механический завод», перешедшим на новый План сче-тов, определение налоговой базы по налогу производится исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, ранее подлежа-щих отражению по счетам бухгалтерского учета, указанным в Инструкции N 33 (вне зависимости от их отражения по новому Плану счетов):
- 01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные цен-ности" (за минусом суммы амортизации (износа);
- 04 "Нематериальные активы" (за минусом суммы амортизации, учиты-ваемой на счете 05 "Амортизация нематериальных активов");
- 08 "Вложения во внеоборотные активы" (субсчета 08-3 "Строительство объектов основных средств", 08-4 "Приобретение отдельных объектов основ-ных средств", 08-6 "Приобретение нематериальных активов");
- 10 "Материалы";
- 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей";
- 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей";
- 20 "Основное производство";
- 21 "Полуфабрикаты собственного производства";
- 23 "Вспомогательные производства";
- 29 "Обслуживающие производства и хозяйства";
- 41 "Товары";
- 43 "Готовая продукция";
- 44 "Расходы на продажу";
- 45 "Товары отгруженные";
- 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам";
- 97 "Расходы будущих периодов".
Иные счета бухгалтерского учета прочих запасов и затрат, отражаемых в разделах 2 и 3 актива баланса.
По новому Плану счетов учет начисленных и уплаченных в бюджет сумм налога на имущество предприятий ведется ГП «Ижевский механический завод« на балансовом счете 68 "Расчеты по налогам и сборам" (на отдельном субсчете "Расчеты по налогу на имущество предприятий").
Заключение:
Создание Федерального закона от 8 января 1998 г. N 1-ФЗ "О внесении до-полнения в статью 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий"" было инициировано неоднократными обращениями органов го-сударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В обращениях указывалось на необходимость изменения по-рядка расчетов предприятий, в состав которых входят территориально обособ-ленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текуще-го) счета, с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюдже-тами по некоторым налогам. Согласно Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 1-ФЗ предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в доход бюджетов субъектов фе-дерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на со-ответствующей территории субъекта РФ, на стоимость основных средств, мате-риалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих под-разделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного пред-приятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплачен-ными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориаль-но обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.
Подобное перераспределение сумм налога на имущество предприятий не повлечет потерь федерального бюджета, поскольку этот налог поступает в ре-гиональные и местные бюджеты. Благодаря изменению суммы налога начнут поступать в бюджеты тех территорий, на которых находится имущество и ре-ально осуществляется деятельность налогоплательщиков.