Введение:
Листая настольный календарь, мы невольно задерживаем взгляд на красных датах: В какой день недели праздник? Сможем ли мы съездить на пикник с друзьями? А может, удастся посетить весьма интересную программу или сходить в театр? Мы ждем праздники.
Праздник - это всегда событие: с ним связана необычность, что день выходной, хотя это тоже немаловажно. Праздник - самый ранний способ коллективного проведения досуга (праздник - языковой символ, значит пустой; досуг - свобода человека от не приложенных занятий - словарь Даля).
Праздник необходим - и дело не только в представлениях людей и их верованиях, в возможности отдохнуть лишний день от работы, но и в воздействии самого праздника на человека. И это замечательно, что праздник сохранен и человек, погруженный в будничные повседневные дела, может в такие дни отвлечься от них, зарядиться энергией единства с соотечественниками, с природой, сохраняя в праздниках культуру своего народа.
Все праздники «под свое крыло» берет наука - культурная социальная деятельность. Её цель - создание необходимых социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для развития сети и ресурсов, различных социально-культурных институтов, реализации на их базе творческого, духовного потенциала детей, подростков, взрослых в интересах обновления общества. Это и координация деятельности различных формирований и структур в сфере культуры и досуга: общественных организаций, фондов, движений и других сил, заинтересованных как в скорейшем выходе из кризиса, так и в достижении новых прогрессивных форм досуга.
Досуг - неотъемлемая часть образа жизни человека, в этой связи досугу свойственно решать задачи социализации, воспитания личности, формирования и развития. Работать надо уже с тем, у кого хотя бы мало-мальски есть позитивное наполнение жизни.
Глава 2:
Превращение фестиваля в эффективнейшее орудие воздействия на массы остро поставило вопрос о профессиональном подходе к его организации (схема в Приложении). Фестиваль всегда связан с особым общественным настроением большой категории людей, которое вызывается коллективными эмоциями, возникающими в процессе общения, и создает атмосферу торжества. Момент, когда большая общность людей празднично настроена, можно назвать праздничной ситуацией, или готовностью к празднику. Успех фестиваля зависит от того, насколько точно найдена и как реализована эта готовность людей к празднику. Без праздничного порыва любые, даже самые великолепные, планы устроителей обречены на неудачу. Масштабность и значительность фестиваля связана с конкретным событием, выражается в конкретной тематике. Чтобы фестиваль стал подлинно массовым, он должен быть посвящен событию, которое не оставит людей равнодушными, вызовет энтузиазм. Событие, ставшее темой фестиваля, определяет границы праздничной ситуации.
Праздничная ситуация - это социально-психологическая основа фестиваля и её создание является конкретным методическим требованием к его организации. При подготовке фестиваля нужно предусмотреть пути, по которым будет развиваться активная деятельность его участников. Активность может выражаться в чествовании героев, в массовом шествии и пении, в участии в инсценировках, в принятии приветствий, писем-обязательств и многих других видов коллективного действия.
Фестиваль - это комплекс культурных и художественных мероприятий. Для него характерна масштабность действия, он тяготеет к площадям, большим залам. Фестиваль обычно предполагает наличие нескольких площадок действия, выступления на которых происходят одновременно или друг за другом; он предполагает ряд разнообразных действий многих его участников. Но все действия подчинены одной теме, единому, художественному решению. Одним из проявлений активности и важным методическим условием организации фестиваля является массовость его подготовки. Для этого создается штаб и при нём различные группы для всестороннего оснащения праздника .
Сценарная группа должна найти яркий документальный и художественный материал, определить героев праздника; режиссерско-постановочная группа - обеспечить подготовку художественных коллективов. Требуется исключительная слаженность, тщательная отработка всех звеньев массового действия. Группа технического обеспечения призвана позаботиться о налаживании и отработке техники: фестиваль не может обойтись без проверенной радиоаппаратуры и других технических средств. Группа информации берет на себя широкое оповещение участников о порядке мероприятий, местах развлечений, зрелищах, изготавливает для этого плакаты, афиши, использует местную радиотрансляцию и телевизионное вещание. Эта же группа должна обеспечить участников текстами песен, приветствий. Ответственные задания получает группа художников-оформителей: они должны украсить территорию в соответствии с темой, организовать наглядную агитацию. Не мене важны обязанности хозяйственной группы: обеспечение транспорта, питания для участников, возможности спокойного отдыха и т. д. В течение всего фестиваля при штабе функционирует группа поддержания порядка. Члены штаба, в который входят руководители всех групп, а также представители общественных организаций координируют действия групп, руководят ходом праздника, оперативно вмешиваются в случае необходимости .
Расчет на привлечение большого количества людей, ответственность темы требует специального рассмотрения сценария и режиссерской разработки фестиваля организациями, под руководством которых готовится праздник. Существуют основные этапы процесса активизации участников и соответствующие им уровни социально-художественной активности аудитории.
Заключение:
Фестивали выступают как одна из важнейших форм самоорганизации масс, как инструмент собирания сил, как проявление энергии, творчества, инициативы, общества. Эта форма отдыха удовлетворяет потребность в массовом общении, в использовании свободного времени в обстановке веселья и жизнерадостности.
Фестивали с организованными игровыми действиями, всевозможными представлениями, танцами и так далее, стали комплексной формой культурного отдыха населения. Фестивали быстро завоевали признание у молодежи, взрослых, детей. Они проводятся во многих городах и районах, демонстрируя остроумную выдумку и изобретательность организаторов и участников.
Фестиваль является своеобразным художественно-творческим комбинатом, занимавшимся воспитанием участников и зрителей в культурной среде.
Основные черты фестиваля: политическая актуальность, грандиозный размах, широкое привлечение участников, вовлечение зрителя в театрализованное действие.
Фестиваль имеет качественные характеристики:
1. Актуальность с позиций соответствия важнейшим идеологическим, политико-воспитательным задачам;
2. Преемственность и последовательность системы работы на фестивале, находящие выражение в органической связи предыдущих мероприятий в идеологическом, педагогическом и художественном аспектах .
Особенность фестиваля в том, что здесь организационные и творческие аспекты находятся в тесной взаимосвязи. Ведущая роль, безусловно, принадлежит творческому процессу, эффективность которого определяется уровнем профессионального мастерства. Но не следует забывать о внимании к организационным вопросам.