Данная работа посвящена возможностям использования конструктора ЛЕ-ГО в процессе реабилитации заикающихся дошкольников в свете логопсихоте-рапевтического подхода. Такой подход ставит целью не только восстановление собственно речи, но и гармонизацию отношений ребенка с окружающим миром через восстановление коммуникативных навыков и изменение личностных ха-рактеристик. Поэтому в реабилитационном курсе используются методы, со-вмещающие педагогическое, психoлогическое и психотерапевтическое воздей-ствия.
Одним из наиважнейших методов в дошкольном возрасте является именно логопсихокоррекционная (логопсихотерапевтическая) игра. Не только логопе-ды, но и специалисты в других областях дефектологии, а также воспитатели, психологи, учителя начальных классов и даже родители смогут использовать идеи и приемы, предложенные в этой работе, для решения задач образования и воспитания, психокоррекции и диагностики.
Представителями логопсихотерапевтического направления являются такие известные авторы, как: Л.З. Андронова, Ю.Б. Некрасова, Е.Ю.Рау, Н.Л. Карпова - все они - последователи школы К.М.Дубровского, который рассматривал заи-кание, прежде всего, как нарушение общения. Его последователи придержива-ются данной точки зрения, акцентируя внимание на дисгармоничном формиро-вании личности заикающихся и лечебном ее перевоспитании при реабилита-ции. Необходимо уделять особое внимание использованию комбинированных методов, в которых педагогическое воздействие опосредовано психокоррекци-онным и наоборот: психокоррекционное воздействие опосредовано педагогиче-ским. Логопсихокоррекционная работа, понимаемая нами как гармоничное со-четание и взаимопроникновение процесса лечебного перевоспитания и педаго-гического процесса, направлена не только на восстановление плавности речи, но и на увеличение активности самих заикающихся детей в процессе реабили-тации, восстановление общения с семьей и коллективом сверстников, выработ-ку и закрепление особых "саногенных" психических состояний (например, со-стояния успеха). Таким образом работа ведется не только над "внешним", рече-вым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей дошкольника. Одним из ведущих средств коррекции являлся диалог. И, на наш взгляд, самым эффективным ме-тодом восстановления коммуникации в процессе диалога была логопсихокор-рекционная игра, то есть игра, сочетающая и логопедическое, и психокоррек-ционное воздействие одновременно и взаимоопосредованно.
"До сих пор в педагогической среде, как и у населения, существует интерес и настороженность к применению психотерапии...в оздоровительных и разви-вающих целях. Этому способствует недостаточная психологическая культура населения, и педагогов в частности," - пишет в книге-сборнике "Психотерапия в дефектологии" Н. П. Вайзман, выступая против консервативных тенденций в педагогике и, в частности, в дефектологии.