ВВЕДЕНИЕ
Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Безусловно, культуру нельзя сводить к игре и наоборот, ибо внутри культуры возникают принципиальные раз¬личия между нерациональной, игро-вой и неигровой, рациональ¬ной деятельностью, прежде всего между трудом и игрой. С са¬мых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мери¬лом проявления всех важнейших черт личности. Ни в каких ви¬дах деятельности че-ловек не демонстрирует такого самозабве¬ния, обнажения своих психофизиоло-гических, интеллектуаль¬ных ресурсов, как в игре.
1. ИГРА: ЯВЛЕНИЕ И ПОНЯТИЕ
Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли. Различные исследователи и мыслители нагромождают од-ну теорию игры на другую – К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд и другие. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений много-гранного, переливчатого явления игры, и ни одна, по-видимому, не охватывает подлинной ее сущности.
Что же такое игра – доступная ребенку и непостижимая для ученого?
Прежде всего игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка,– это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объеди-ненных единством мотива.