ВВЕДЕНИЕ
В поисках средств гуманизации школьного образования педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутрен¬ние ресурсы и саморазвитие. Большое значение для развития личности имеет психическое здо¬ровье, т. е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Если человек попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, т. е. человек реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые, в свою очередь, вызывают тревожность.
Тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в виде ожи¬дания неблагоприятного развития событий. Тревога может выра¬жаться в ощущении беспомощности, неуверенности в себе, бессилии перед внешними факторами, преувеличении их влияния и угрожа¬ющего характера.
1. АГРЕССИЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ
Под агрессией обычно понимают осознанные дей¬ствия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или живот¬ному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким и долж¬но связываться с причинением ущерба другому че¬ловеку или группе людей. Э. Фромм определяет агрессию более широко как причи¬нение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту. Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда.
Агрессия — осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб дру¬гому человеку, группе людей или животному [4;277].
Враждебная и инструментальная агрессия
Агрессия может быть рассмотрена в виде дихото¬мий, имеющих различные основания: физическая-вербальная, активная—пассивная, прямая—косвен¬ная, доброкачественная—злокачественная.
Важным вариантом дихотомического представле¬ния агрессии является выделение агрессии враждеб¬ной и инструментальной.