Дипломная по теме: Тенденции современного семейного воспитания и семейной педагогики

Название работы: Тенденции современного семейного воспитания и семейной педагогики

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

26 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 2

Глава 1. Общая характеристика семейного воспитания 4

1.1. Важность семейного воспитания. 4

1.2. Семейное воспитание на Руси: исторический экскурс. 8

Глава 2. Современные тенденции развития семейного воспитания и семейной педагогики 15

2.1. Семейное воспитание в XIX веке и в советское время. 15

2.2. Семейное воспитание в современных условиях. 21

Заключение 24

Список использованной литературы: 26

Выдержка:

Введение

Актуальность темы определяется следующими положениями.

Семейное воспитание - определенный тип поведения родителей со своим ребенком, от которого зависит не только то, каким вырастет ребенок, но и то, как сложатся отношения ребенка и родителя спустя несколько лет.

Различные стили семейного воспитания изучались психологами достаточно широко. Так считается, что среди них есть как благоприятные для развития ребенка стили, так и неблагоприятные, способные привести к различным проблемам в поведении, исказить миро и самоощущение ребенка. В то же время считается, что стиль семейного воспитания складывается из многих составляющих. Это и корректность отношений в семье в целом, и эмоциональные связи между ее членами (негативные - ссоры, неприязнь, конфликты - или позитивные - благожелательные, доверительные), и гибкость семьи, способность меняться под влиянием обстоятельств. Кроме этого, стиль семейного воспитания определяется и последовательностью воспитательной позиции родителей.

Семейное воспитание в России, исконно многонациональном государстве, имеет свои неповторимые особенности, вызванные социально-экономическими, культурными и географическими условиями развития. Веками складывался образ семьи, идеал семейных отношений, традиции подготовки молодежи к семейной жизни. Еще в XVII веке известный общественный деятель и писатель Симеон Полоцкий подчеркивал: «Счастливы родители, которых добродетельная жизнь – пример благонравия для детей, зеркало для исправления и образец хороших дел. Несчастны же родившие, которые соблазняют своих детей плохой жизнью» .

Глава 2. Современные тенденции развития семейного воспитания и семейной педагогики

2.1. Семейное воспитание в XIX веке и в советское время.

До середины прошлого столетия семейное воспитание детей, в частности, физический уход за ними, оставляли желать очень многого. Дети передавались обыкновенно на руки кормилиц и нянек, которые руководствовались преданием и личным опытом. Понятно, что такая постановка дела далеко не всегда была удовлетворительной. Матери знали немного больше нянь, так как женское образование было развито слабо, а книг, посвященных выяснению и изложению правильного ухода за детьми, было мало. Поэтому дети помещались в задних комнатах, тесных, плохо проветриваемых, недостаточно освещенных, лучшие комнаты считались парадными, и ими в обыкновенной жизни не пользовались.

Детей кормили или слишком много и часто, или скудно, кое-чем, не заботясь о питательности и разнообразии пищи. Так же поступали во всем: кто одевал детей слишком тепло, не выпускал в зимнее и осеннее время на свежий воздух, кто с ними слишком нежничал и позволял капризничать, кто подавлял страхом, наказаниями. Каждый отец, каждая мать воспитывали детей без каких-либо твердых научных оснований, как пришлось, по преданию, как их самих воспитывали. Понятно, что от таких, лишенных критического осмысления приемов, толку было мало. Нужно было разъяснить матерям, как следует воспитывать детей. А для этого матери должны были получить некоторое образование, для этого должна была явиться соответствующая отрасль педагогической литературы. То и другое возникло с эпохой освобождения — во второй половине прошлого столетия .

Список использованной литературы:

1. Андреева И.С., Гулыга А.В. – Семья: Книга для чтения. Кн. 2. – М: Политиздат, 1991.-527 с.

2. Антологическая педагогика развития Древней Руси и Русского государства XIV - XVI вв. /сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. - М., 1985.

3. Гарданов В.К. Кормильство в Древней Руси //Советская Этнография. - 1959. - №6. Изборник. - М., 1969.

4. Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь. – М.: Политиздат, 1990.-319 с.

5. Даль Вл. Толковый словарь Живого великорусского языка. - М., 1980.

6. Иеромонах Роман. Внимая Божьему веленью. Стихи. Духовные песнопения. - Минск, 1998.

7. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1990.

8. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.-688 с.

9. Маслова Л.Ф. Социальная педагогика в контексте культуры// Рабочая книга социального педагога. Ч. II. - Орел, 1995.

10. Основные начала семейного обучения (Дидактика семьи)//Избр. пед. соч. - М., 1982.

11. Острогорский А. Н. Семейные отношения и их воспитательное значение// Избр. пед. соч. - М., 1995.

12. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в - М. , 1976.

13. Полоцкий С. Избранные сочинения. Подготовка текста и комментарии И. П. Еремина. – М.-Л., 1953.

14. Сатир В. Как строить себя и свою семью. Заметки психолога. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.-192 с.

15. Св. Климент Александрийский. Добролюбие избранное для мирян. - М., 2002.

16. Семейно-бытовая культура. – Минск, 1987.-106с.

17. Элементы практической психологии. Р.М. Грановская. СПб: Свет, 1997.

18. Этика и психология семейной жизни. Типовая программа курса для учащихся старших классов средней школы. – М., 1986.

19. Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. – Мн.: Нарсвета, 1989.-286 с.

20. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000.-704 с.

Похожие работы на данную тему