исследованием психологических последствий войн ХХ столетия. Особенно активно данная проблема стала изучаться после войны во Вьетнаме, когда американское общество столкнулось с многочисленными случаями социальной и психологической дезадаптации вернувшихся на родину солдат. Это потребовало активного изучения психологических проблем ветеранов, создания по всей стране специальных центров для создания социальной, психологической и медицинской помощи.
Основу современных подходов к диагностике и коррекции психологических последствий войны составляет концепция отсроченных реакций на травматический стресс (посттравматических стрессовых реакций), которая динамично развивается в настоящее время. Проблемы посттравматического стресса занимают одно из центральных мест в современной зарубежной психологии (в том числе военной).
В то же время, изучение психологических последствий войны представляет собой достаточно сложный процесс. Это вызвано несколькими причинами. Во-первых, психологические последствия войны обусловлены, как правило, воздействием множества экстремальных стресс-факторов боевой обстановки. Поэтому их диагностика и коррекция требуют комплексного подхода. Во-вторых, на степень их проявления оказывает влияние уровень стрессогенности послевоенной обстановки, в которую попадает ветеран. В-третьих, психологические последствия войны могут проявляться не сразу, а после возвращения в мирные условия, спустя некоторое время.
психологической помощи. Это наиболее оптимальный и доступный, достаточно эффективный способ преодоления ПТСР военнослужащих с учетом их включенности в воинскую деятельность. ПК представляет собой универсальный вид психологической помощи, объединяющий психодиагностику, консультацию и обсуждение конструктивных вариантов, в т.ч. самостоятельных, преодоления ПТСР.
Психологическое консультирование – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствование личности и межличностных отношений.
Теоретический замысел методики ПК.
С целью преодоления ПТСР офицеров требуется создать особым образом организованное, структурированное по этапам общение между консультантом и консультируемым, основанное на специальных принципах, в специфической психологической обстановке. Используя психологические приемы в отношении вербального и невербального материала, необходимо определить по признакам основные ПТСР вместе с консультируемым, выявить их глубинную структуру и довести до сознания базальный внутриличностный конфликт, факторы лежащие в основе этих трудностей, при этом исследовав только главные моменты психологического развития личности на фоне истории жизни (биографии).
В основе модели психологического консультирования лежат три группы принципов: онтологические, гносеологические и специальные.
Онтологические принципы.
- Принцип осознания, означающий процесс превращения бессознательного в сознательное, независимо от принадлежности того или иного психического образования, усиление сознательного Я, придание ему большей автономности, создание условий для личностного роста.
- Принцип целостности личности – интегрированность топографической модели психики и структурной модели личности, исследование бессознательного ОНО, Я, Сверх - Я (внутренней психической реальности) и поведения личности (внешней психической реальности) в совокупности.
1. Социально-психологическая реабилитация является одним из необходимых компонентов медицинской реабилитации военнослужащих, испытавших боевой стресс и получивших ранения и увечья в ходе боевых действий.
2. Психологическое консультирование является одним из методов социально-психологической реабилитации. Проведенное, на базе 6 Центрального военного клинического госпиталя – Всеармейского реабилитационного центра, исследование эффективности использования метода психологического консультирования в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения в Чеченской республике, показало, что метод психологического консультирования оказывает положительное влияние на индивидуально-психологические особенности раненых, позволяет в экспериментальной группе на 40% снизить показатели агрессивности по сравнению с первоначальными до применения метода.
3. Для военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, характерен высокий уровень реактивной тревожности, сниженное самочувствие, активность и настроение, а также нестабильность, необщительность, замкнутость и осторожность. Поскольку раненые находятся на лечении в госпитале длительный период, имелась возможность оценить эффективность применения метода психологического консультирования через шесть месяцев после первичного обследования.
4. После проведенного психологического консультирования в рамках мероприятий психологической реабилитации обнаружены статистически значимые различия в контрольной и экспериментальной группах по таким параметрам, как самочувствие, активность, настроение и реактивная тревожность. По показателям личностной тревожности, экстраверсии и нейротизма статистически значимых различий не обнаружено. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
5. В целом результаты обследования позволяют говорить о том, что, эмоционально пережив и осознав психотравмирующие события из своего прошлого и их причины, раненые во многом излечивают свои психические травмы. После проведения сеансов психологического консультирования у раненых снизился уровень тревожности, агрессивности, эмоционального дискомфорта; повысились активность и настроение, улучшилось самочувствие; снизились тенденции к ипохондрии, депрессии. После сеансов увеличилось количество испытуемых, имеющих гармоничный тип отношения к болезни.
28. Пограничные нервно-психические нарушения у ветеранов войны в Афганистане (посттрамматические стрессовые нарушения): Методические рекомендации / Цыганков Б.Д., Белкин А.И., Веткина В.А. и др. – М., 1992. – 16с.
29. Попов В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий.: Дисс. канд. психол. наук, М., 1992.
30. Порутчиков С.А. Клинико-статистическое исследование методов прогнозирования исходов тяжелой механической травмы и возможностей их применения при этапном лечении раненых: Дисс. канд. мед. наук. – Военно-мед. акад. – Л., 1986. – 360с.
31. Раневая болезнь и медицинская реабилитация. Сборник научных трудов. – СПб.: Военно-мед. академия, Межгосударственный НИИ реабилитации участников войн, 1995. – 143с.
32. Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. Психокоррекционная группа : теория и практика. М., Прогресс, 1993.
33. Свядощ А.М. Неврозы. – М.: 1982. – 336с.
34. Снетков В.Н., Литвинцев С.В., Фастовцев Г.А. Стрессогенные психические расстройства у раненых // Актуальные вопросы военной и экологической психиатрии. – СПб.: ВмедА, 1995. – с.79-82.
35. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика: Пособие для студентов и учителей. – Горьковский пед. инст., 1975. – с.117.