Дипломная по теме: Психологическое консультирование военнослужащих

Название работы: Психологическое консультирование военнослужащих

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

57 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение.

1. Обзор исследований, посвященных изучению психологических последствий участия в боевых действиях.

1.1. Психическая травма.

1.2. Боевой стресс.

1.3. Факторы формирования, распространенность и динамика психологических изменений у комбатантов.

2. Проявление симптомов ПТСР у комбатантов.

3. Теоретическое обоснование психологического консультирования.

4. Психологическая реабилитация военнослужащих.

Эмпирическая часть.

1. Цели, задачи.

2. Методика исследования.

2.1. Характеристика испытуемых

2.2. Ход исследования.

2.3. Методы обследования.

3. Характеристика программы психологической реабилитации.

4. Динамика преодоления психологических проблем у раненых в процессе применения психологического консультирования.

5. Результаты изучения психологического состояния военнослужащих, поступивших в госпиталь, до реабилитации.

6. Результаты изучения психологического состояния военнослужащих после прохождения реабилитации.

6.1. Контрольная группа.

6.2. Экспериментальная группа.

7. Сопоставленный анализ результатов психологического состояния военнослужащих контрольной и экспериментальной групп после прохождения реабилитации.

Выводы.

Выдержка:

исследованием психологических последствий войн ХХ столетия. Особенно активно данная проблема стала изучаться после войны во Вьетнаме, когда американское общество столкнулось с многочисленными случаями социальной и психологической дезадаптации вернувшихся на родину солдат. Это потребовало активного изучения психологических проблем ветеранов, создания по всей стране специальных центров для создания социальной, психологической и медицинской помощи.

Основу современных подходов к диагностике и коррекции психологических последствий войны составляет концепция отсроченных реакций на травматический стресс (посттравматических стрессовых реакций), которая динамично развивается в настоящее время. Проблемы посттравматического стресса занимают одно из центральных мест в современной зарубежной психологии (в том числе военной).

В то же время, изучение психологических последствий войны представляет собой достаточно сложный процесс. Это вызвано несколькими причинами. Во-первых, психологические последствия войны обусловлены, как правило, воздействием множества экстремальных стресс-факторов боевой обстановки. Поэтому их диагностика и коррекция требуют комплексного подхода. Во-вторых, на степень их проявления оказывает влияние уровень стрессогенности послевоенной обстановки, в которую попадает ветеран. В-третьих, психологические последствия войны могут проявляться не сразу, а после возвращения в мирные условия, спустя некоторое время.

психологической помощи. Это наиболее оптимальный и доступный, достаточно эффективный способ преодоления ПТСР военнослужащих с учетом их включенности в воинскую деятельность. ПК представляет собой универсальный вид психологической помощи, объединяющий психодиагностику, консультацию и обсуждение конструктивных вариантов, в т.ч. самостоятельных, преодоления ПТСР.

Психологическое консультирование – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствование личности и межличностных отношений.

Теоретический замысел методики ПК.

С целью преодоления ПТСР офицеров требуется создать особым образом организованное, структурированное по этапам общение между консультантом и консультируемым, основанное на специальных принципах, в специфической психологической обстановке. Используя психологические приемы в отношении вербального и невербального материала, необходимо определить по признакам основные ПТСР вместе с консультируемым, выявить их глубинную структуру и довести до сознания базальный внутриличностный конфликт, факторы лежащие в основе этих трудностей, при этом исследовав только главные моменты психологического развития личности на фоне истории жизни (биографии).

В основе модели психологического консультирования лежат три группы принципов: онтологические, гносеологические и специальные.

Онтологические принципы.

- Принцип осознания, означающий процесс превращения бессознательного в сознательное, независимо от принадлежности того или иного психического образования, усиление сознательного Я, придание ему большей автономности, создание условий для личностного роста.

- Принцип целостности личности – интегрированность топографической модели психики и структурной модели личности, исследование бессознательного ОНО, Я, Сверх - Я (внутренней психической реальности) и поведения личности (внешней психической реальности) в совокупности.

1. Социально-психологическая реабилитация является одним из необходимых компонентов медицинской реабилитации военнослужащих, испытавших боевой стресс и получивших ранения и увечья в ходе боевых действий.

2. Психологическое консультирование является одним из методов социально-психологической реабилитации. Проведенное, на базе 6 Центрального военного клинического госпиталя – Всеармейского реабилитационного центра, исследование эффективности использования метода психологического консультирования в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения в Чеченской республике, показало, что метод психологического консультирования оказывает положительное влияние на индивидуально-психологические особенности раненых, позволяет в экспериментальной группе на 40% снизить показатели агрессивности по сравнению с первоначальными до применения метода.

3. Для военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, характерен высокий уровень реактивной тревожности, сниженное самочувствие, активность и настроение, а также нестабильность, необщительность, замкнутость и осторожность. Поскольку раненые находятся на лечении в госпитале длительный период, имелась возможность оценить эффективность применения метода психологического консультирования через шесть месяцев после первичного обследования.

4. После проведенного психологического консультирования в рамках мероприятий психологической реабилитации обнаружены статистически значимые различия в контрольной и экспериментальной группах по таким параметрам, как самочувствие, активность, настроение и реактивная тревожность. По показателям личностной тревожности, экстраверсии и нейротизма статистически значимых различий не обнаружено. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.

5. В целом результаты обследования позволяют говорить о том, что, эмоционально пережив и осознав психотравмирующие события из своего прошлого и их причины, раненые во многом излечивают свои психические травмы. После проведения сеансов психологического консультирования у раненых снизился уровень тревожности, агрессивности, эмоционального дискомфорта; повысились активность и настроение, улучшилось самочувствие; снизились тенденции к ипохондрии, депрессии. После сеансов увеличилось количество испытуемых, имеющих гармоничный тип отношения к болезни.

28. Пограничные нервно-психические нарушения у ветеранов войны в Афганистане (посттрамматические стрессовые нарушения): Методические рекомендации / Цыганков Б.Д., Белкин А.И., Веткина В.А. и др. – М., 1992. – 16с.

29. Попов В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий.: Дисс. канд. психол. наук, М., 1992.

30. Порутчиков С.А. Клинико-статистическое исследование методов прогнозирования исходов тяжелой механической травмы и возможностей их применения при этапном лечении раненых: Дисс. канд. мед. наук. – Военно-мед. акад. – Л., 1986. – 360с.

31. Раневая болезнь и медицинская реабилитация. Сборник научных трудов. – СПб.: Военно-мед. академия, Межгосударственный НИИ реабилитации участников войн, 1995. – 143с.

32. Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. Психокоррекционная группа : теория и практика. М., Прогресс, 1993.

33. Свядощ А.М. Неврозы. – М.: 1982. – 336с.

34. Снетков В.Н., Литвинцев С.В., Фастовцев Г.А. Стрессогенные психические расстройства у раненых // Актуальные вопросы военной и экологической психиатрии. – СПб.: ВмедА, 1995. – с.79-82.

35. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика: Пособие для студентов и учителей. – Горьковский пед. инст., 1975. – с.117.

Похожие работы на данную тему