ВВЕДЕНИЕ
Государственный кредит является важной частью государственных финансов, одной из форм мобилизации государством денежных ресурсов, нужных ему для выполнения своих функций. В сфере кредитных отношений государство может быть и заемщиком, и кредитором, и гарантом. Партнерами государства по кредитным отношениям могут быть государства, международные финансовые организации, отечественные и зарубежные банки, участники национального и международных рынков ценных бумаг.
Государство, причем это характерно не только для России, постоянно испытывает большую потребность в финансовых ресурсах, деньгах. Дня разрешения противоречия между величиной необходимых потребностей обще¬ства и возможностями государства их удовлетворить за счет бюджета, Россия, как и большинство стран мира, использует государственные внешние и внутренние заимствования.
В результате государственных заимствований формируется государственный долг. В настоящих условиях государственный долг выдвинулся в центр экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным.
Таким образом, рассматриваемая в данной работе тема, является одним из базовых вопросов финансовой науки, актуальность, которой очень высока в современной России.
Цель данной работы – изучение категории государственных займов и анализ состояния государственных заимствований в современной России.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: 1) выявить сущность государственных заимствований и государственного долга; 2) проанализировать заемную деятельность России на внутреннем и внешнем рынках; 3) рассмотреть перспективы политики государственных заимствований и пути ее совершенствования.
ГЛАВА 2. Заимствования Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках
2.1. Формирование современной структуры государственного долга России
России в наследство от распавшегося СССР достался его крупный внешний долг. Поскольку Россия не смогла после распада Советского Союза «распределить» между республиками его внешний долг она стала его правопреемницей. Данные о величине и структуре внешнего долга СССР приведены в приложении 1.
В советское время официальные данные о размерах внешней задолженности страны не публиковались. Однако имелись оценки западных экспертов, в соответствии с которыми внешний долг СССР в 1971 г. оценивался в 1,8 млрд долл. В 1989 г. эта задолженность оценивалась уже в 44,8 млрд долл.
В 1975-1985 гг. внешний долг СССР возрос в 2 раза, тогда как за более короткий период 1986-1992 гг. – в 2,5 раза. В целом после 1985 г. темп роста задолженности удвоился и составил 41,7% в среднем за год (при падении ВВП).
В соответствии с официальными данными, которые были опубликованы в СССР в 1989 г., на начало 1989 г. задолженность составляла 33,6 млрд руб. При пересчете по официальному курсу рубля к доллару задолженность в свободно конвертируемой валюте была эквивалентна приблизительно 47 млрд долл., а общая сумма долга – 56 млрд долл.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Юристъ», 2005.
2. Алехин Б. И. Государственный долг. – М.: ЮНИТИ, 2004.
3. Берлин С. И. Теория финансов. – М.: Издательство Приор, 2000.
4. Гаврилова Н. К. вопросу о государственном долге // Экономист, 2003, № 4.
5. Годин А. М., Максимова Н. С., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2003.
6. Государственный внутренний долг в январе-июле 2005 г. // Вестник Русского экономического общества, No 175, 12 августа 2005 г. /http://www.ress.ru/
7. Данилов Ю. А. Внутренний рынок государственного долга: нужна кардинальная реформа. 24.06.2004. /http://www.opec.ru/
8. Досрочное погашение внешнего долга России перед Парижским клубом кредиторов // Вестник Русского экономического общества, No 166, 20 мая 2005 г. /http://www.ress.ru/
9. Ермасова Н. Б., Миронов М. Г., Ермаков Е. А. Государственные и муниципальные финансы / Под ред. Поляка Г. Б. – М.: ЮНИТИ, 2004.
10. Ковалев А. П. Финансы и кредит. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
11. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы и статистика, 2004.
12. Маевский В. Макроэкономические проблемы развития России // Экономист, 2004, № 4.
13. Об основных направлениях политики правительства РФ в сфере государственного долга на 2003-2005 годы и комплексе мер по ее реализации /http://www.opec.ru/
14. Общая теория финансов / Под ред. Дробозиной Л. А. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
15. Программа государственных заимствований в 2004-2006 гг. // Вестник Русского экономического общества, No 173, 15 июля 2005 г. /http://www.ress.ru/
16. Романовский М. В., Белоглазова Г. Н. Финансы и кредит. – М.: Юрайт-Издат, 2004.
17. Российская экономика в 2004 году. Тенденции и перспективы / Гайдар Е., Синельников-Мурылев С., Главацкая Н. и др. – М.: ИЭПП, 2005.
18. Селезнев А. Государственный долг: иллюзии и реальность // Экономист, 2004, № 3.
19. Соснин А. Тяжесть бремени: государственный долг /http://www.opec.ru/
20. Смыслов Д.В. Международные валютно-финансовые отношения России: проблемы переходного периода. – М., 1994.
21. Улюкаев А. Политика в сфере госдолга: 2003-2008 // Экономика России: ХХI век, № 12, 2003.
22. Сенчагов В. К., Архипов А. И. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. Сенчагова В. К. – М.: ТК Велби, 2005.
23. Финансы и кредит / Под ред. Ковалевой А. М. – М.: Финансы и статистика, 2005.
24. Финансы / Под ред. Дробозиной Л. А. – М.: ЮНИТИ, 2000.
25. Финансы / Под ред. Ковалева В. В. – М.: «Проспект», 2001.
26. Финансы / Под ред. Лушина С. И., Слепова В. А. – М.: Экономистъ, 2005.
27. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика / Под ред. Николаевой И. П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.