Но нарушения зрения влекут за собой не только зрительную депривацию, но и депривацию эмоциональную и социальную. Также следует иметь в виду, что при врожденной или рано приобретенной слепоте человек лишен не только зрительных стимулов - также сокращается стимуляция других модальностей в связи с недостаточным развитием сохранных анализаторов, бедностью социальных связей и отношений. Таким образом, слепота может сопровождаться различными сдвигами в поведении, соматическом состоянии, нервно-психическими нарушениями.
Цель данной работы: Рассмотреть особенности когнитивного развития детей с нарушениями зрения.
Задачи:
1. Изучить влияние нарушения зрения на когнитивные процессы.
2. Проанализировать общую характеристику нарушений когнитивного развития.
3. Рассмотреть развитие мышления детей с нарушениями зрения.
4. Изучить роль компенсаторных механизмов в обучении детей с нарушениями зрения.
В процессе коррекционного обучения педагог опирается на механизмы компенсации. Процессы компенсации в детском возрасте имеют специфические особенности, обусловленные возрастными изменениями в развитии детей . В связи с этим при оценке возможностей компенсации в детском возрасте учитываются не только уже сформировавшиеся механизмы компенсации, но и находящиеся в стадии формирования и становления, то, что Л.С. Выготский назвал «зоной ближайшего развития ребенка». Учет зоны ближайшего развития имеет важное значение для управления процессами компенсации, коррекции и восстановления нарушенных функций.
Процессы компенсации развиваются постепенно и имеют определенные стадии развития, характеризующиеся особым составом и своеобразием системного строения функций. Как показано в исследованиях М.И. Земцовой , А.Г.Литвака, Л.И.Солнцевой , на разных стадиях онтогенетического развития детей имеются и разные сензитивные периоды формирования процессов компенсации. В раннем и младшем дошкольном возрасте наибольшее компенсаторное значение в развитии ребенка с нарушениями зрения играют предметная деятельность и речь.
3. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
4. Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1978.
5. Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М.: Просвещение, 1985.
6. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1980.
7. Сташевский С.В. Использование наглядно-действенной методики для развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения //Дефектология. - 1990. - №1. С. 16-21.