ВВЕДЕНИЕ
Среди проблем, которые приходится сегодня решать России, одно из первых мест за-нимает формирование экономических основ федеративных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, в том числе и с местными органами власти (само¬управления). За последнее время совершенствуются законодатель¬ные основы развития местного само-управления, сформирована ба¬за для функционирования этого существенного общественного ин¬ститута. Тем не менее, многие вопросы в этой области еще не ре¬шены. Это касается опре-деления границ компетенции местного са¬моуправления, обеспечения его стабильными ис-точниками доходов, формирования межбюджетных отношений, в частности, совершенство-вания системы местного налогообложения и т.д.
В Конституции РФ зафиксирован принцип отделения местного самоуправления от сис-темы органов государственной власти. Для его реализации необходимо обеспечение эконо-мической базы мест¬ного самоуправления, межбюджетных отношений, участниками которых являются муниципальные образования.
Изучение проблем местного управления связано с необходимо¬стью решения целого ря-да задач, в том числе:
— определение сущности местного самоуправления и его по¬ложения в системе терри-ториального управления государства;
— выявление на основе изучения положительного зарубежного опыта основных тен-денций развития местного самоуправления в других странах, а также ключевых противоре-чий и форм их раз¬решения, с которыми имеют дело местные сообщества, и использование этого опыта в специфических условиях России;
— оценка реального положения местного самоуправления в нашем отечестве;
— разработка системы мер по внедрению принципов бюджет¬ного федерализма в отно-шениях между субъектами федерации и местным самоуправлением.
Анализ сложившейся ситуации, структуры доходов и расходов муниципальных бюдже-тов различных уровней свидетельствует о необходи¬мости формирования многоуровневой иерархически не соподчи¬ненной системы местного самоуправления с определением объема компетенции каждого уровня и соответствующих ему доходных источников.
Становится актуальным развитие межмуниципального самоуправления, предполагаю-щего объединение средств ряда муниципалитетов в целях совместного решения общих соци-ально-экономических проблем. Это может способствовать бесконфликтному решению мно-гих важнейших задач, имеющих место в рамках тра¬диционной системы местного самоуправ-ления, что существенно для расширения социально-экономической базы этого самоуправ¬ления. Подобный опыт весьма популярен за рубежом, но еще поч¬ти не внедряется в России.
Формирование экономических основ местного самоуправления должно протекать в рамках бюджетного федерализма, охватываю¬щего связи между образующими федеративные государства субъ¬ектами, а также отношения, субъектом которых выступает местное само-управление. Одной из ключевых проблем становится ориен¬тация бюджетной системы на за-крепление за муниципальными бюджетами таких доходных источников, которые обеспечи-вали бы стабильное поступление доходов для выполнения возложенных на местное само-управление функций.
Оценивая состояние местного самоуправления в России сего¬дня, отметим бедственное положение экономики и финансов боль¬шинства муниципальных образований, трудности разработки еди¬ных социально-экономических механизмов предоставления трансфертов и других форм финансовой поддержки органам местного самоуправления, низкий уровень раз-вития муниципальной инфра¬структуры, остроту социальных проблем.
Важную роль в развитии местного самоуправления играет муниципальная собствен-ность, являющаяся базой для практического воплощения в жизнь функций, возложенных на местное самоуп¬равление. Но, как свидетельствует анализ, доходы от такой собст¬венности составляют весьма скромную долю в доходах местных бюджетов.
В иностранных государствах используются самые разные мо¬дели регулирования мест-ного самоуправления и нормативно-пра¬вового распределения местных функций, а также многообразные формы и механизмы контроля государства за функционированием муници-палитетов. Конкретные модели создаются с учетом особен¬ностей развития той или иной страны. В России подобный инст¬рументарий еще только создается.
В первой главе рассмотрены вопросы организации местной власти в России с дорево-люционной до сегодняшних дней. В ней прописаны сущность и формы местного самоуправ-ления. Проведен анализ эффективности и направленности местных органов государственно-го управления в Республике Башкортостан.
Во второй главе речь идет о мировой практике становления местного самоуправления. Определены модели становления местного самоуправления. В качестве примера рассмотре-на местное самоуправление в Германии.
В третьей главе сделан сравнительный анализ местного самоуправления между Россией и Германией. Выявлены ряд ошибок возникших при объединении Германии, которые могут послужить уроком для России.
Глава 2. Зарубежный опыт организации местного само-управления.
Мировая практика дает огромное разнообразие организационных и экономических ре-шений в области местного самоуправления.
Это разнообразие принципиально важно. Если ряд органов местного самоуправления примет неверные решения, в условиях демократии и свободного обмена опытом общая «це-на ошибки» все равно меньше, а устойчивость системы выше, чем если государство, пытаясь централизованно решать вопросы местного значения, допускает одну маленькую ошибку. И политики, и ученые согласны в том, что «коммунальная глупость – не аргумент, чтобы госу-дарство брало на себя все сферы деятельности».
2.1. Основные модели мирового местного самоуправления
Принято считать, что в Европе были сформированы две основные модели местного са-моуправления, которые в том или ином сочетании распространились по всему миру – англо-саксонская и континентальная.
2.1.1. Англосаксонская модель распространена преимущественно в странах с одноименной правовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и др.
Ее черты:
• высокая степень автономии местного самоуправления, выборность, контроль прежде всего со стороны населения; отсутствие на местах специальных государствен-ных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления;
• отсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня).
Основной принцип здесь “действовать самостоятельно в пределах предоставленных полномочий” (в Великобритании полномочия предоставляются парламентом страны, т.е. из «центра», в США – штатами, т.е. на региональном уровне). Выборные органы местного са-моуправления в пределах закона, обычая, сложившейся практики, судебного прецедента са-мостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции государства. Государственное регулирование может осуществляться в косвенной форме, на-пример, за счет принятия модельных законов, которые органы местного самоуправления мо-гут вводить на своей территории с изменениями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. – М.: Ас-социация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2001 г.
2. Халиков М.И. Система государственного и муниципального управления. – Уфа: РИО БАГСУ, 2005 г.
3. Веттерберг Г. Новое общество. О возможностях общественного сектора. – М.,1999
4. Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. Мо-сква, Дело и сервис.2000.
5. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декаб-ря 1993 года, М.1993.
6. Когут А.Е. Система местного самоуправления. - СПб., 1995.
7. Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. - М., 1995.
8. Основы местного самоуправления в городах России. Под ред. А.Е. Когута. - СПб., 1995.
9. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. - М., 1994.
10. Справочник о местном самоуправлении в Российской Федерации. - Екатеринбург, 1998.
11. Лагуткин А.В, Местное самоуправление как форма народовластия в Российской Федерации. - М., 1995.
12. Васильев В.И. Местное самоуправление. - М., 1999.