Введение:
Бюджет входит в финансовую систему Российской Федерации и, в правовом аспекте, представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Налоговое и бюджетное законодательство России в последние годы изменяется так стремительно, что местные органы власти вынуждены постоянно перекраивать принципы планирования расходов, доходов и межбюджетные отношения.
Новый этап реформирования местного самоуправления определен Федеральным законом № 131-ФЗ, выделивший в составе бюджетной системы страны - федеральный, региональные, местные и поселковые бюджеты, каждый из которых, является самостоятельным.
Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы.
Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития региона, обеспечивая финансирование основной сети дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений. Категория «Местные бюджеты» как массив информации отражает огромное количество не только научных, но и практических проблем выдвигаемых самой жизнью, решение которых становится политически важным, экономически значимым и социально неотложным.
Исследуемая тема актуальна и потому, как в настоящее время идет реформирование местного самоуправления, органы местной власти с одной стороны наделяются дополнительными расходными полномочиями, с другой стороны сокращаются их доходные полномочия.
Целью дипломной работы является исследование проблем системы планирования и финансирования расходов местного бюджета и пути его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
♦ раскрыть содержание и понятие местного бюджета;
♦ рассмотреть формирование и расходование бюджета муниципального образования;
♦ рассмотреть проблему финансового обеспечения бюджетных расходов в условиях проводимых бюджетных реформ;
♦ выявить пути оптимизации методики планирования расходов бюджета;
♦ определить способы повышения эффективности управления бюджетными средствами.
В процессе работы будут рассмотрены местные финансы и проблемы их формирования в рамках реализации реформы местного самоуправления; роль местного бюджета в социально-экономическом развитии муниципальных образований. А также будет рассмотрена структура бюджета муниципального образования по доходам и расходам. И на примере г. Ижевска в заключительной части работы будет проведен анализ бюджета муниципального образования и представлены пути совершенствования формирования бюджета муниципального образования.
Глава 3:
сократились расходы на: топливо и энергетику на 95,66 %, сельское хозяйство и рыболовство на 66,35 %, транспорт на 64,17 %;
- в области ЖКХ расходы сократились на 35,5 %;
- на охрану окружающей среды возросли на 31,95 %;
- в общем, на образование наблюдается рост на 19,7 %,;
- на культуру, кинематографию, средства массовой информации увеличение на 23,82 %;
- на здравоохранение и спорт возросли на 15,08 %;
- значительный рост расходов на 526,01 % в области социальной политики.
В 2006 г. возросли расходы на:
- общегосударственные вопросы (23,26 %);
- национальную безопасность (97,13 %);
- охрану окружающей среды (239,07 %);
- образование (22,06 %), несмотря на то, что произошла передача финансирования заработной платы и статей по обеспечению образовательного процес¬са при организации начального и общего среднего образования с местного уровня на региональный уровень;
- культуру, кинематографию, средства массовой информации (32,18 %);
- здравоохранение и спорт (23,23 %).
И сократились расходы на:
- национальную экономику (13,38 %);
- ЖКХ (1,58 %), в связи с тем, что с местных органов власти снята ответственность за адресные жилищные субсидии;
- социальную политику (15,16 %).
Увеличение расходов на «Транспорт, связь и информатику», «Предупреж¬дение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций на террито¬рии муниципальных образований», на «Средства массовой информации» обусловлены главным образом изме¬нением территориальной организа¬ции местного самоуправления.
Как видно из табл.3.5, рис.3.4 расходы на образование, здравоохранение и спорт, ЖКХ, общегосударственные вопросы – самые крупные статьи расходов бюджета города. Самая значительная из перечисленных выше – образование (33,62 % в 2004 г., 41,56 % в 2005 г., 44,0 % в 2006 г.). Наблюдается незначительный рост расходов на здравоохранение с 19,58 % в 2004 г. до 23,27 % в 2005 г. и до 24,87 % в 2006 г. к общей сумме расходов.
Удельный вес расходов на ЖКХ сократился: в 2004 г. составлял 22,39 %, 2005 г. – 14,91 %, 2006 г. – 12,73 %.
Расходы на общегосударственные вопросы в 2004 г. составляли 12,94 %, в 2005 г. – 6,98 %, в 2006 г. – 7,46 %.
Заключение:
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Местные финансы – совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.
Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.
Обладая достаточно большими потенциальными экономическими возможностями и собирая все существующие в стране налоги, местное самоуправление в России оказалось крайне ослабленным в финансовом отношении. Реформа местного самоуправления в России, оформленная новой редакци¬ей Закона, предполагает существен¬ные изменения.
Законодательно закрепленный перечень полномочий муниципаль¬ных образований предполагает перечисление обяза¬тельств, реализацию которых насе¬ление муниципальных образований вправе требовать и получать от орга¬нов власти поселений, районов и го¬родских округов. Один из главных принципов ре¬формы: если в законе прописано полномочие, оно должно быть подк¬реплено финансово на законодатель¬ном уровне.
В результате реформирования бюджетной системы местные бюдже¬ты потеряли в качестве доходных ис¬точников, гарантированных ранее федеральными законами, 50 % налога на имущество юридических лиц, 2 % налога на прибыль, акцизы, с 50 до 40 % снизилась доля налога на доходы физических лиц, закрепляемая за местным самоуправлением.
В результате в местных бюджетах большинства муниципальных образо¬ваний как отсутствовали прежде, так и будут отсутствовать средства, необходимые на развитие материально-технической базы обра¬зования, здравоохранения, на ремонт и модернизацию жилищно-комму¬нального хозяйства, оплату долгов и пр.