Введение
Когда ребенок вступает в подростковый возраст, в развитии его самосоз-нания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру и себе.
Развитие социальной взрослости есть становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых, как его полноценного и полноправного члена.
В начале подросткового возраста дети не похожи на взрослых ни по внешнему облику, ни по поведению: они еще много играют и просто бегают, возятся и шалят, они непосредственны и непоседливы, кипучи и взрывчаты, неустойчивы в интересах и увлечениях, легко поддаются влиянию. Однако внешняя картина сохраняющейся детскости обманчива, за ней скрываются важные процессы становления нового: подростки могут взрослеть незаметно, оставаясь во мно-гом детьми.
Кардинальные изменения в структуре личности ребенка, вступающего в подростковый возраст, определяются качественным сдвигом в развитии само-сознания, благодаря чему нарушается прежнее отношение между ребенком и средой.
Чувство взрослости может возникать в результате осознания и оценки сдвигов в физическом развитии и половом созревании, которые очень ощутимы для подростка и делают его более взрослым объективно и в собственном пред-ставлении. Чувство взрослости - это отношение подростка к себе как к взрос-лому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Это чувство проявляется в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относи-лись к нему не как к маленькому, а как к взрослому. У подростка появляется потребность быть самостоятельным, значимым в мире взрослых, потребность осознать себя как личность, отличная от других людей. Отсюда стремление к самоутверждению, самореализации, самоопределению. Подросток начинает претендовать на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою “взрослую” позицию.
Чувство взрослости проявляется и в желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. В последнем случае отвергает-ся не только контроль за успеваемостью, но и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.
Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрос-лую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослые права.
В этот период социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерно диспро-порции уровней и темпов развития. Подростковое "чувство взрослости" глав-ным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, кото-рого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возни-кающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение пове-дения взрослых, обычно весьма не лицеприятно, отсюда и типичные возрас-тные конфликты.
В настоящее время считается доказанным тот факт, что черты характера во многом предопределяют психическое здоровье человека (как, впрочем, и пси-хическое здоровье человека обуславливает проявление тех или иных черт ха-рактера) и, представляя собой динамическую сферу личности, могут видоизме-няться и адаптироваться на социально-психологическом фоне окружающей среды. Но всегда ли черты нашего характера адекватно “подстраиваются” под внешнюю ситуацию и таким образом защищают нас в нашей повседневной жизни? Всегда ли мы можем положиться на свой характер? Все ли черты ха-рактера играют позитивную роль в нашей психической сфере? Есть ли какая-то максимальная “величина”, после которой проявление каких-либо черт характе-ра нужно считать патологией и негативно влияющей? Эти вопросы подводят к основному вопросу: каковы критерии при определении нормы и патологии ха-рактера?
Данная работа посвящена изучению акцентуированных черт характера подростков, их взаимосвязей с проявлениями кризиса, выраженными в психо-патиях и неврозах. В настоящее время проблема акцентуаций и психопатий очень широко затронута в кругах зарубежной психиатрии, но фундаменталь-ные исследования также были сделаны представителями советской психиатрии. Несмотря на впечатляющее количество проведенных научных работ в этой об-ласти, до сих пор требуется глубокое и разностороннее исследование данной обширной проблемы, причем исследования должны быть основаны на междис-циплинарном подходе: на стыке психологии, психиатрии и медицины.
Представляемая работа включает две основные части: критический анализ литературы и практические исследования.
Практическое исследование направлено на выявление акцентуированных черт характера у подростков, и на выявление взаимосвязей этих черт с нервно-психической неустойчивостью и их предрасположенностью к кризису подрост-кового возраста.
2. Практическое исследование проявлений кризиса
2.1. Цель, задачи и условия проведения исследования, характеристика
контингента
Эмпирическая часть данной работы направлена на выявление у подрост-ков, не находящихся под неблагоприятным воздействием сильной психологи-ческой травмы, акцентуированных черт характера, степени нервно-психической неустойчивости (НПНУ) и подверженности к возникновению невроза, а также взаимосвязей последних параметров.
Целью данной работы является также выявление взаимосвязей между по-лом, НПНУ и подверженностью к возникновению невроза, а также частота и вероятность проявления определенного типа акцентуации в зависимости от по-ла индивида.
Конкретные задачи практической работы заключаются в том, чтобы с по-мощью определенных методик выявить у контингента:
типы акцентуаций;
степень НПНУ;
степень вероятности возникновения невроза.
Практическая работа проводилась в течение месяца с 30 школьниками 7-8 классов, из двух классов средней школы: общеобразовательном и гуманитар-ном. При этом отбор проводился также по половому признаку (15 девушек и 15 юношей). Возрастной диапазон: от 11 до 13 лет. Для проведения исследования использовались определенные психологические методики.
Для осуществления задач практического исследования использовались следующие методики: “Методика определений акцентуаций характера К. Леон-гарда”, “Методика определения нервно-психической устойчивости и риска де-задаптации в стрессе “Прогноз”” и “Методика экспресс-диагностики невроза К. Хекка и Х. Хесса”.
Благодаря данной методике нам представляется возможность определить какие типы акцентуаций характера имеет человек.
Список литературы
1. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: практическое руково-дство для отчаявшихся родителей. М., 1991.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детст-ве. М., 1990.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ критических ситуаций. МГУ, 1984.
5. Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Научное творчество Д.Б. Эльконина и проблемы детской психологии //Вопросы психологии, №3, 1988.
6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Под ред. Эльконина Д.Б., Драгуновой Т.В. М., 1967.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 тт., Т. 1, М.,1984.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 тт., Т.4, М.,1984.
9. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте //Вопросы психологии, №2, 1972.
10. Нежнова Т.А. Динамика "внутренней позиции" при переходе от дошкольно-го к младшему школьному возрасту //Вести. Моск. Ун-та, серия 14, Психо-логия, №1, 1988.
11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
12. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста // Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. М., 1988.
13. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития //Вопросы психологии, №1, 1994.
14. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современ-ная психология. МГУ, 1986.
15. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. //Вопросы психологии, №6, 1986.
16. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития //Вопросы психологии, №2, 1991.
17. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М., 1978.
18. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественнополезной деятель-ности подростков. М., 1982.
19. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности становления личности в подростковом возрасте //Вопросы психологии, №6, 1988.
20. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространст-во развития ("школа взросления") //Вопросы психологии, №1, 1993.
21. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/ Под ред. докт. психол. наук Д.И. Фельдштейна. М., 1994.
22. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педа-гогов. М., 1994.
23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
24. Эльконин Б.Д. О природе человеческого действия //Вести. Моск. Ун-та, се-рия 14, Психология,1989.
25. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития //Вопросы психологии, №3-4, 1992.
26. Эльконин Б.Д. О феноменах переходных форм действия //Вопросы психоло-гии, №1, 1994.
27. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М., 1994.