Дипломная по теме: Эссе как жанровая форма и его лингвостилистические характеристики

Название работы: Эссе как жанровая форма и его лингвостилистические характеристики

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Литература

Страниц:

62 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение _________________________________________________ 3 – 4

Глава I Понятие функционального стиля ___________________ 5

1.1. Особенности функционального стиля _____________________ 5 – 11

1.2. Эссе как жанровая разновидность публицистического стиля__ 12 – 19

Глава II Лингвостилистические особенности эссе ____________ 20

2.1. Жанрово – композиционные особенности текста эссе ________ 20 – 24

2.2. Стилистические особенности текста эссе __________________ 25 – 34

Глава III Индивидуально – авторские особенности текста эссе _ 35

3.1. Лингвостилистические особенности эссе Дж. Б. Пристли _____ 36 – 42

3.2. Лингвостилистические особенности эссе Вирджинии Вульф __ 43 – 49

Заключение _______________________________________________ 50 – 51

Библиография _____________________________________________ 52 – 53

Приложение ______________________________________________ 54 – 62

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Объект исследования работы представляет одна из жанрово-композиционных форм литературного текста – эссе. Эссе традиционно рассматривали как разновидность публицистического стиля, его письменный подвид, наряду с памфлетами, очерками, литературно критическими журнальными статьями.

И хотя возникновение эссе как литературного жанра относят к 1588 году – времени появления на свет известной книги М. Монтеня «Опыты», эта разновидность художественного текста по-прежнему представляет большой интерес для изучения и описания.

В современной литературе принята следующая классификация характерных черт эссе: небольшой объём, естественность и непринуждённость стиля и авторская разработка темы.

Новизну данной работы составляет комплексно-сопоставительный подход к описанию жанрово-композиционной формы эссе с позиции лингвостилистики. Опираясь на современные исследования в трудах таких учёных как Р.В. Ежкова, М.М. Каджарова, Л.И. Майлебаева, Н. Я. Шмерлина в работе делается попытка сопоставить тематику, авторский подход и стилевые особенности текстов эссе таких оригинальных и самобытных представителей английской литературы как Вирджиния Вульф и Джон Бойтон Пристли.

То, что эссе как жанрово-композиционная форма текста несёт на себе неизгладимую печать авторского видения темы – текст эссе обычно пишется от первого лица – наделяет его индивидуальностью подхода, эмоциональностью, субъективной оценочностью и является интересным объектом для рассмотрения.

ГЛАВА 2: ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭССЕ

2.1.ЖАНРОВО – КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА ЭССЕ

В современной литературоведческой науке принята следующая классификация характерных черт жанра эссе: небольшой объём, естественность и непринужденность стиля, авторская разработка темы, типичная структура. Выделение черт, характеризующих жанр эссе в таком плане не отражает собственно языковой аспект данной проблемы, исследование которой необходимо для лингвистической интерпретации.

Путь к пониманию жанра лежит через обнаружение его содержательности, которая заключается в целостной организации формальных свойств и признаков текста эссе и является основой выполнения коммуникативной заданности такого вида текстов. Изучение его организации, а также составных компонентов должно осуществляться в зависимости от их роли в реализации коммуникативной заданности такого типа текстов.

Анализ текста эссе как целостного коммуникативного образования позволит раскрыть роль отдельных единиц в осуществлении информационно – убеждающей функции. Роль этой функции является критерием для выявления общих, наиболее характерных для этой группы текстов экстра – и интралингвистических факторов. Для эссе это представляет большую сложность в связи с её отнесенностью к тем слабо конструированным жанрам, которые не обладают своим чётким каноном. Тот факт, что эссе является одновременно и отдельным самостоятельным жанром и составным элементом во многих произведениях объясняет трудности при классификации и определении его как особого типа текста со специфическим стилем изложения мыслей.

Л.И.Майлибаева, М.М.Каджарова, Р.В.Ежкова, Н.Я.Шмерлина предлагают в своих работах комплексный подход к исследованию формы эссе и изучают общие закономерности формирования структуры данного типа текста как инвариантной модели [18, c.12].

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Анастасьев Н. В защиту жизни.- В кн.: Пристли Д.Б. Избранное. – М., 1985.

2. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы: Учебник для студентов педагогических институтов – 2 изд., переработанное и исправленное. – М.: Высшая школа, 1985.

3. Берёзкина В.И. Проблема типологии стилевого развития эссе как речевого жанра // Прагматика и типология коммуникативных единиц языка: Сб. научных трудов. – Днепропетровск, 1989.

4. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 1700 сл. – М.: ООО «Русские словари», ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2003.

5. Большая советская энциклопедия в 30-ти томах. Т. 30. – М., 1978.

6. Вальц Г.И. Лингвистическая структура и функции субъекта речи в тексте эссе // Текстовый и сентенциональный уровень стилистического анализа. – Л., 1989.

7. Введение в литературоведение: Учебное пособие. / Сост. Чернец Л.В., Хализев В.Е., Эсалнек А.Я.; Под ред. Л.В. Чернец – М.: Высшая школа, 2004.

8. Вульф. В. Мисс Дэллоуэй. Роман. На англ. яз. - М.: Изд-во «Менеджер», 2002.

9. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. - М.: Изд-во литературы на иностранных языках, 1958.

10. Гениева Е. Правда факта и правда видения. – В кн. Вулф В. Избранное. – М., 1989.

11. Гилянова А.Г, Оссовская М.И. Аналитическое чтение: Учебное пособие. – Л.: «Просвещение», 1978.

12. Горделий З.П. Один из принципов формирования модальной структуры текста эссе // В кн. Содержание и принципы лингвостилистических исследований. – М.,1989.

13. Дианова Е.М. Лексико – синтетические особенности эссе как жанра публицистического стиля // В кн. Семантические и стилистические особенности английских слов и словообразования. – М., 1988.

14. Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века. Учебник для филологических специальностей вузов. – М.: Высшая школа, 1984.

15. Краткая литературная энциклопедия. – М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1975.

16. Разинкина Н.М. Функциональная стилистика (на материале английского и русского языков). Учебное пособие, 2 изд. – М.: Высшая школа, 2004.

17. Разинкина Н.М. Функциональная стилистика английского языка. – М.: Высшая школа, 1989.

18. Садыкова Л.В. Композиционно – стилевые параметры текста эссе // Лингвистические закономерности организации текста: Сб. научных трудов. – М., 1991.

19. Советский энциклопедический словарь.- М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1981.

20. Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация. Меж. – ВУЗ: Сб. научных трудов.- ПГУ, 1986.

21. Функциональные стили. Лингвостилистические аспекты. – М.: «Наука», 1985.

22. Эти загадочные англичанки: Перевод с англ. – М.: Прогресс, 1992.

23. The New Encyclopǽdia Britannica / Ready Reference. Volume 9, 12 / Micropǽdia, 15th edition. – By Encyclopǽdia Britannica Inc. USA. – 1994.

24. http://gutenberg.net.au/ebooks02/0200771.txt

25. http://www.krugosvet.ru/articles/31/1003175/1003175a1.htm

26. http://www.seun.ru/books/Books/KafFip/Metod/orlov02

27. http://www.s249.narod.ru/esse.html

Похожие работы на данную тему