Введение
Назначение высшего профессионального образования - подготовка высококвалифицированных специалистов, способных не только решать достаточно сложные задачи, но и выдвигать проблемы и находить их принципиально новые решения.
Высокий уровень задач специалистов с высшим образованием предусматривает самостоятельную постановку и решение оригинальных проблем, поиск необходимой для этого информации, владение методами педагогики и методики, готовность к инновационной деятельности.
Профессиональное воспитание - целенаправленное формирование у воспитанников трудолюбия, уважения к людям труда, выработка трудовых умений и навыков. Важнейшей стороной профессионального воспитания является усвоение учащимися знаний об основах современного производства, разнообразных видах энергии, используемых в народном хозяйстве и выработка умений и навыков работы с доступными орудиями и механизмами [8, с. 35].
Основа профессионального воспитания - занятия в учебном заведении и дома, разнообразные виды общественно-полезного труда и труда по самообслуживанию.
В современных условиях экономической перестройки гарантом успеха молодёжи на рынке труда становится качество профессиональной подготовки, уровень профессионального мастерства.
Профессиональное мастерство - высокая и постоянно совершенствуемая степень овладения определённым видом профессиональной деятельности. Для профессионального мастерства характерна развитая способность рабочего, специалиста быстро переключаться с одних условий труда на другие, приспосабливаться к новым требованиям и перестраивать характер своей деятельности сообразно меняющимся обстоятельствам.
Основной целью обучения студентов является формирование у них профессионального мастерства в области определённой профессии, специальности. Эта генеральная цель конкретизируется в задачах обучения, которые следует рассматривать как пути, этапы, в определённой степени средства достижения этой основной цели.
Необходимым условием для создания у студентов интереса к содержанию обучения к самой учебной деятельности является возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими студентов. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учебной деятельности - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от обучающихся активной поисковой деятельности.
Воспитание интереса к учебной деятельности - процесс сложный, требующий воздействия не только на компоненты самого качества, но и на значимые отношения личности. Важнейшая задача преподавателя – находить регуляторы, фундаментальные позиции, которые, возбуждая более простые отношения, ситуативные мотивы, приводили в конечном итоге к формированию ценностного отношения к учению. Очевидно, что такими регуляторами могут быть правильно подобранные стимулы, которые активизируют, приводят в движение резервы личности. Для этого необходимо учитывать, какие стимулы использовать, как придать значимость объектам, имеющим реальное значение для успеха обучения.
В каком случае возможно достижение поставленной цели - воспитание интереса к учебной деятельности? Что должно выступить стимулом? На наш взгляд таким стимулом может выступать конкурс профессионального мастерства.
Конкурс профессионального мастерства - один из тех видов деятельности, которые используются в целях социализации, обучения различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
3. Технология изготовления методических рекомендаций «Конкурс профессионального мастерства по специализации «Конструирование и моделирование швейных изделий»
Для составления методических рекомендаций по специализации «Конструирование и моделирование швейных изделий», мы изучили ГОС и рабочую программу по специальности 030500.13- Профессиональное обучение (производство товаров широкого потребления).
В пособии представлены методические рекомендации по организации и методике проведения конкурса профессионального мастерства. Предложены теоретические и практические задания по дисциплинам данной специализации, которые можно использовать для проведения конкурса.
При оформлении методических рекомендаций учитывался целый ряд требований:
1. Обложка служит элементом художественного оформления, предохраняет издание от внешних воздействий, сообщает основные сведения издания. На обложку выносят самые главные элементы выходных сведений: основное заглавие, выходные данные (город и год издания). Обложка может оформляться цветом.
2. Титульный лист - начальный книжный лист издания, на котором размещаются основные выходные сведения, титулующие издание, позволяющие его идентифицировать, и служащие основным источником для библиографического описания. Титул не нумеруется, но учитывается при определении объёма как первая страница.
На титульном листе помещаются следующие сведения об издании:
• организация ведомственного помещения:
Федеральное агентство по образованию
• полное наименование издающей организации:
ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»;
• название кафедры без кавычек в именительном падеже:
Кафедра теории и методики преподавания технологии
Список использованных источников
1. Амирова Э.К. и др. Конструирование одежды: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования. - М.: Мастерство, 2002.- 496 с.
2. Андреев А.Г., Греченко А.И. Рынок труда и профессиональное образование. Развитие кадрового потенциала общества на этапе реформирования национальной экономики России. - М., 1998.-186 с.
3. Брунер Д. Процесс обучения. - М., 1962. -120 с.
4. Бузов Б.А., Алыменкова Н.Д., Петропавловский. Практикум по материаловедению швейного производства: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
5. Вульфов Б.З., Основы педагогики: Учеб. пособие. - М., 2000. – 355с.
6. Денисов С.В. Как организовать и провести конкурс «Лучший по профессии» // Актуализация интегральных процессов в образовании. Сб.ст. - Шадринск, 1999,- С. 54-58.
7. Ермаков А.С. Оборудование швейных предприятий: Учебник для нач. проф. образования. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 432 с.
8. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975.- 93 с.
9. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - Екатеринбург, 2000.-225с.
10. Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. - 2002. - № 3.-С.14-21.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2003. – 384 с.
12. Зимняя И.И., Баденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема современного образования в России. - М., 1999.- 74 с.
13. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 1996. – 235 с.
14. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
15. Крючкова Г.А. Технология и материалы швейного производства: Учебник для нач. проф. образования. – М.: Издптельский центр «Академия», 2004. – 384 с.
16. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. - М., 1983. – 203 с.
17. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. – 340 с.
18. Медведева Т.В. Художественное конструирование одежды: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. –480 с.
19. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. - М., 1989. 248с.
20. Педагогика профессионального образования / Е.П.Белозерцев, А.Б.Данилов, А.Г. Пашков и др. под ред. В.А.Сластенина. - М., 2004. – 532 с.
21. Педагогическая технология / Под ред. М.Е.Поленовой. - Белгород, 1998. – 252 с.
22. Поваренков Ю. Я. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М, 2002.-180 с.
23. Профессиональная педагогика / Ред. колл.: С.Я.Батышев и др. - М., 1997.-485 с.
24. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование»,1997. - 512с.
25. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. - М., 2004. – 380 с.
26. Самоцкина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2000.- 269с.
27. Сараф Г. Культура - духовность - профессия // Высшее образование в России. - 1996. - № 2. - С.11-19.
28. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. - М., 2000.- 294с.
29. Семушина Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов. - М., 1993.-164 с.
30. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997. – 215 с.
31. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995. – 337 с.
32. Филиппов Ф. Р. Социология образования: Энциклопедический социологический словарь. - М, 1995.-575 с.
33. Шаповалова Н.Л. и др. Профессиональные конкурсы в педвузе // Педагогическое образование. Вып. 4. - М., 1991. -С.34-42.