ВВЕДЕНИЕ
Темперамент - совокупность душевных и психических свойств человече-ской личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к ок-ружающей действительности.
Темперамент в переводе с латинского означает "смесь, соразмеренность". Этим термином обычно характеризуют врожденные особенности человека, оп-ределяющие характер его психики, - степень уравновешенности, эмоциональ-ной подвижности. Темперамент не следует путать с характером, который пред-ставляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. В основе характера лежит темперамент.
Многие знают, что есть 4 основных темперамента: Холерик, Сангвиник, Меланхолик и Флегматик, но не все знают точную характеристику данных тер-минов.
В данной работе исследованы индивидуальные особенности темперамента с позиции теории (теоретические наработки ученых-психологов) и с позиции практики (тестирование, наблюдение). Кроме того, исследования темперамента человека, на мой взгляд, является очень важным направлением психологиче-ских наблюдений.
2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА УЧАЩИХСЯ (ТРЕ-ВОЖНОСТЬ, РИГИДНОСТЬ, ЭКСТРАВЕРСИЯ).
Цель исследования: Выявить связь индивидуально-психологических свойств темперамента учащихся и самооценки
Задачи исследования:
1) Изучить индивидуальные свойства темперамента (тревожность, ригид-ность, экстраверсию) учащихся.
2) Выявить связь индивидуальных свойств темперамента учащегося; дать характеристику поведенческих проявлений на уроках учащихся с ярко выраженными свойствами тревожности, ригидности, экстраверсии.
2.1 Изучение индивидуальных свойств темперамента (тревожность, ригидность, экстраверсия) учащихся.
Для выявления индивидуальных психических свойств темперамента уча-щихся проведено исследование методом анкетирования в 5-м классе, т к. три человека имеют по "шкале искренности" сумму менее 3-х баллов, что показы-вает их необъективность, то для интерпретации данных изуче¬ния темперамента эти ответы не учитывались. Таким образом, учитывая объективность и степень выраженности свойств темперамента согласно данной таблице:
Свойства темпера¬мента Балл Степень вы-раженности Балл Свойства темпера-мента
Тревож-ность 9 – 10 Высокая 1 – 2 Нетревож-ность
Ригидность 9 – 10 Высокая 0 – 1 Пластич-ность
экстравер-сия 7 - 8 Средняя 2 - 3 Интровер-сия
получили, что в данной группе учащихся тревожность ярко выражена у 6 человек, не тревожных - 1. Экстравертов - 9 человек, интровертов - 5. Ригид-ность отчетливо проявляется у 3 человек, пластичность выражена у 3 учащихся. Остальные учащиеся амбриверты, имеющие среднюю степень вы¬раженности тревожности и ригидности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Л.А. Венгер, В.С. Мухина «Психология» Москва «Просвещение» 1988.Гаиезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. - М.: Просвеще-ние, 1986.
2. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности, - М.; ФиС, 1978.
3. Ю. Гиппенрейтер, В. Романова «Психология индивидуальных различий» Москва - Издательство Московского Университета - 1982 год.
4. Ж. Годфруа «Что такое психология» Москва - «Мир» - 1992 год.
5. Е. Жариков, Е. Крушельницкий «Для тебя и о тебе» Москва - «Просвещение» - 1991 год.
6. Климов Ј. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от ти¬пологических свойств нервной системы. - Казань: Йзд-во Казанского го¬сударственного университета, 1969.
7. Е. Кораблина, М. Ронгинский «Изучение индивидуально-психологических особенностей личности» Санкт-Петербург - 1992 год.
8. В.А. Крутецкий «Психология» Москва «Просвещение» 1988.
9. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - Пермь, 1973.
10. Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. - И. * Про-свещение, 1966.
11. Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов /Под ред. А. В. Петровского. – М: Просвещение, 1986.
12. Педагогический журнал «Народное образование».
13. Г. Смирнова «Психология психологического общения» Москва - 1993 год.
14. А.П. Чехов «Темпераменты» Москва - Государственное издательство худо-жественной литературы - 1960 год.
15. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - И,; Прог¬ресс, 1982.