ВВЕДЕНИЕ
Важным звеном в банковской системе России, сформировавшейся с начала 90-х годов, являются коммерческие банки, организованные в форме хозяйст-венных обществ и имеющие лицензию Банка России на осуществление банков-ских операций. Как известно, банком осуществляются активные и пассивные операции с денежными средствами. Активные банковские операции – это опе-рации, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы в целях получения необходимого дохода и обеспечения своей ликвид-ности. Экономическая значимость и актуальность данного вопроса – управле-ние активными операциями – и определили написание настоящей дипломной работы, целью которой является исследовать в теоретическом плане сущность и значение управления активными операциями коммерческих банков, а также проанализировать практику осуществления данных операций.
Исследование, проведенное в процессе подготовки материалов для ди-пломной работы, позволило разработать отдельные аспекты сложного комплек-са проблем, связанных с активными операциями кредитных учреждений (преж-де всего банков). В дипломной работе собран материал, содержащий выводы, которые могут иметь определенное значение для практической работы коммер-ческих банков и иных кредитных организаций.
Основными активными операциями являются: кредитные операции, в ре-зультате которых формируется кредитный портфель банка; инвестиционные операции, создающие основу для формирования инвестиционного портфеля; кассовые и расчетные операции, являющиеся одним из основных видов услуг, оказываемых банком своим клиентам; прочие активные операции, связанные с созданием соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей успешное вы-полнение всех банковских операций.
Ввиду важности данной проблематики как для эффективного функциони-рования банковской системы в частности, так и экономики вообще, исследова-ния в области рационализации и оптимизации активных банковских операций нашли широкое отражение в специальной и деловой литературе. С самого на-чала формирования открытого банковского рынка, ведущие специалисты науч-но-исследовательских институтов, высших учебных заведений, государствен-ных учреждений и рыночных финансовых структур уделяли пристальное вни-мание вопросам управления активными операциями коммерческого банка, т.к. это основа обеспечения прибыльности банка как коммерческого предприятия.
Актуальность данной темы состоит в том, что с появлением все новых коммерческих банков, как следствие усиливается и межбанковская конкурен-ция. Кроме того, активные операции связаны с размещением собственных и привлеченных средств банка, поэтому руководство банка сталкивается с про-блемой «ликвидности-прибыльности». Конкретного решения данной проблемы нет, так как руководство каждого конкретного банка решает ее само для себя, все зависит от интуиции и профессионализма руководства. Тем не менее, мы приводим несколько общих методов по оптимизации управления банковскими активами с целью снижения банковских рисков и максимизации прибыли.
Объектом исследования служат активные операции коммерческого банка, а предметом – те новые и нетрадиционные банковские операции, которые по-зволяют расширять сферу банковских услуг и операций по привлечению боль-шего числа клиентов.
Цель работы – предложить способы по разрешению проблемы «ликвид-ность-прибыльность», т.е. предложить варианты по максимизации прибыли банка и снижению риска.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач. К ним относятся: изучение понятия и сущности активных операций банка, рассмот-рения их основных видов и форм, методов управления активными операциями. Также необходимо рассмотреть и проанализировать зарубежный опыт деятель-ности коммерческих банков в части управления активными операциями и пер-спективы его использования в РФ, основные направления и перспективы разви-тия некоторых видов активных операций и новые виды услуг российских ком-мерческих банков.
В первой главе настоящей дипломной работы мы познакомимся с истори-ей создания и развития ОАО «Мобилбанк» на протяжении 15 лет, его органи-зационной структурой, определим, есть ли необходимость создания отдела маркетинговых исследований на данном этапе развития банка. Кроме того, рас-считаем основные экономические показатели деятельности банка как ликвид-ность, платежеспособность, рентабельность, прибыльность за период 2002-2004 годов. Вторая глава дипломной работы носит теоретический характер и посвящена активным операциям коммерческого банка, в общем, и активным операциям ОАО «Мобилбанк» в частности. Целесообразно в этой же главе, на наш взгляд, ознакомиться со структурой активов и основными современными методами управления ими. В третей главе мы попытаемся применить на прак-тике полученные теоретические знания по данной теме, рассмотрим структуру активов и активных операций ОАО «Мобилбанк» на основе данных бухгалтер-ского баланса за 2002-2004 годы. Заключением третьей главы дипломной рабо-ты станут практические рекомендации по улучшению деятельности банка, мак-симизации прибыли и снижению рисков.
3. АНАЛИЗ АКТИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Анализ активных операций банка
Для создания эффективной системы управления активными операциями следует провести анализ активных операций ОАО «Мобилбанк» в динамике.
Средства банка, которые он использует для финансирования активных операций, подразделяются на собственные и привлеченные. Под собственными средствами следует понимать различные фонды, создаваемые банком для обес-печения его финансовой устойчивость, коммерческой и хозяйственной дея-тельности, а также полученную прибыль по результатам деятельности в теку-щем году и предыдущие годы, К привлеченным средствам относятся аккуму-лируемые банком на различных счетах клиентов денежные средства в виде де-позитов либо специально приобретенные на денежном рынке в виде межбан-ковских кредитов, либо централизованных ресурсов.
Анализ ресурсной базы банка дает представление о пассивах банка с точки зрения их количественной и качественной характеристики. Анализ собствен-ных и привлеченных ресурсов целесообразно начинать с оценки их структуры в целом и по каждой группе. При этом необходимо проследить, как складыва-ются соотношение между собственными и привлеченными ресурсами и темпа-ми их роста (табл. 11).