Дипломная по теме: Методика организации и проведения внеклассной работы по географии

Название работы: Методика организации и проведения внеклассной работы по географии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

78 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Формы организации учебно-воспитательного процесса………….......5

1.1 Психолого-педагогическая сущность понятия формы организации учебно- воспитательного процесса……………………………………...5

1.2 Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса………………………………………………………………….15

Выводы по главе 1…………………………………………………………….….24

Глава 2. Методика организации и проведения внеклассной работы по геогра-фии в основной шко-ле…………………………………………………………………….26

2.1 Система внеклассной работы по географии………………………….26

2.2 Групповая внеклассная работа по географии………………………...42

Выводы по главе 2…………………………………………………………….….59

Заключение…………………………………………………………………….….61

Литература………………………………………………………………….……..63

Приложения……………………………………………………………………….67

Выдержка:

Введение

В последние годы школа переживает глубокие преобразования, связанные с изменением всех сфер общественной жизни страны. Противоречие между воз-растающим объемам информации и ограниченным сроком обучения вызывает необходимость постоянного совершенствования учебного процесса.

В это время в условиях перестройки социальной и экономической жизни общества наблюдается тенденция развития самостоятельности у детей. Они стремятся сами выбрать форму одежды, музыку, книги, а также организовать свой досуг. Для достижения целей образования и в организации свободного времени учащихся нам может помочь внеклассная работа.

Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятель-ности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые усло-вия для социализации личности ребенка.

Значение внеклассной работы трудно переоценить. Ей присущи большие возможности в осуществлении воспитательных функций. Не будучи ограни-ченной рамками школьной программы и временем урока, учитель может охва-тить многие достижения науки, техники и культуры.

Проведение внеклассной работы позволяет осуществлять индивидуальный подход к более способным или заинтересованным ученикам; решает задачу ос-воения типового учебного оборудования и самооборудования.

Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя географии. Эта организация осу-ществляется таким образом, что творчество и инициатива учащихся выступают на первый план.

Актуальностью внеклассной работы является и то, что она направлена на формирование таких качеств личности, как инициатива, активность, творчест-во, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию. Она ори-ентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию в социальной деятельности школьников в пределах своего края.

Глава II. Методика организации и проведения внекласс-ной работы по географии в основной школе

2. 1 Система внеклассной работы по географии

Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор про-фессии происходит под влиянием внеурочной работы.

Роль внеурочной работы по географии велика. За пределами круга знаний, определённого школьными программами, остаётся немало увлекательных, яр-ких страниц географической науки. Знакомство с ними является источником духовного обогащения учащихся.

Внеклассные занятия по географии проводились в школах России в доре-волюционное время. Но тогда они не смогли получить широкого распростра-нения. Циркуляры министерства просвещения запрещали учителям в свободное от уроков время организовывать кружки, общества, не имеющие прямого от-ношения к занятиям. За поведением учащихся устанавливался строгий надзор. Они не могли без родителей посещать общественные места. Лишь в закрытых учебных заведениях были легализованы внеклассные мероприятия.

Во второй половине XIX в. бурно развивается географическая наука. Вы-ходят географические работы, записки путешественников. В 1864 г. Семеновым Д. Д., учеником Ушинского К. Д. создана первая хрестоматия по географии – «Отечествоведение», в которой были подобраны рассказы и очерки путешест-венников, писателей, раскрывающих жизнь людей в разных частях России. Распространение географической литературы, хрестоматий дало возможность организовать передовым учителям географии внеклассное чтение учащимся, рекомендовать наиболее интересующимся из них для изучения географическую литературу, знакомить с методикой сбора минералов и горных пород. Таким образом, в дореволюционное время наблюдались лишь первые ростки, зачатки внеклассной работы по географии, причём развивалась лишь индивидуальная работа, главным образом коллекционирование.

Литература

1. Баринова И. Внеклассная работа по географии / И. И. Баринова, Л. И. Елховская, В. В. Николина. Под ред. И. И. Бариновой – М.: Просвещение, 1988-157с.

2. Бахарева А. С. Игровые технологии на уроках географии. Методиче-ское пособие начинающему учителю и студенту-практиканту. – Шадринск, 2004-51с.

3. Бахарева А. С. Уроки географии в 6-9 классах. Методическое пособие. – Шадринск: Изд-во «Вега», 2001. – 88с.

4. Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2001. - №6.

5. Гликман И. Клуб старшеклассников как средство воспитания // Педаго-гика, - 1995. - №5. – с.7-8.

6. Горбачёва П. Словарь современных форм воспитательной работы // Воспитание школьников, - 2001, - №8.

7. Думина И. В., Панурова В. М. Методика преподавания географии: По-собие для начинающих учителей и студентов пед. инст-в и унив. по геогр-м спец-м. – М.: Московский лицей, 1996 – 192с.

8. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа. – 1998. - №1.

9. Кассечиц Т. Н., Кеймена З. А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. – М.: Просвещение, 1980. – 165с.

10. Климченко И. В. Путь к любознательности // География в школе. – 1999. - №4.

11. Коджаспирова Т. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Ака-демия», 2000. – 176с.

12. Любарский А. Н., Михайлова Е. Ю. Внеклассная работа по географии в историко-географическом музее // География в шк. – 1999. - №1. – с. 75-77.

13. Мансетова Л. А. Геологический клуб «Карст» // Геогр. в шк. – 1999. - №1. – с. 71-72.

14. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студ-в геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. Л. М. Панчеш-никова, И. В. Душина, В. Б. Дронов и др. / Под ред. Л. М. Панчешниковой. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1997. – 320с.

15. Методика преподавания региональной географии: Учеб. пособие для студ-в и учителей / Под ред. М. А. Никоновой. – М.: АСТ, 2003. – 156с.

16. Немов Р. С. Психология. Учеб. пособ. / Под ред. Р. С. Немова. – М.: Владос, 2000. – 631с.

17. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой.- 20-е изд., стер. – М.: Русс. Яз., 1988. – 748, (2) с.

18. Педагогика под ред. Бабанского Ю. Н. – М.: Просвещение, 1988. – 478с.

19. Педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. Баранова С. П., Сластенина В. В. – М.: Просвещение, 1976.

20. Педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. Смирнова С. А. – М.: «Академия», 2000. – 512с.

21. Педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. И. Пидкасистого. – М.: Пед. общ-во России, 2000. – 640с.

22. Педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. И. П. Подласого. – М.: Просвеще-ние, 2000.

23. Прохорчик А. Ф. Организация внеклассной работы по географии. – М.: Наука, 1980. – 145с.

Похожие работы на данную тему