ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, причем в современных условиях значительно усиливается роль субъективного фактора. От уровня сознания каждого члена общества, его отношения к задачам, которые предстоит решать стране, во многом зависит поступательное развитие всего общества.
Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.
Актуальность проблемы заключается в том, что в современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: увеличивается удельный вес молодежи в населении страны, возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма. Современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения.
Философский, психолого-педагогический анализ проблемы позволяет выделить сущностные признаки патриотизма как социального явления и нравственного качества личности. Однако, с учетом изменений, происходящих в современном обществе, необходимым является определение особенностей патриотизма и патриотического воспитания на данном этапе развития нашего общества.
ГЛАВА Ⅱ. РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Ⅱ.1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Сегодня в системе образования Российской Федерации сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор, является одной из главных задач образования.
В § 1.2. мы определили воспитание патриотизма как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
Воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма, и стимулирование их активности по выработке у себя этого морального качества.
Важную роль в процессе воспитания патриотизма, а также формирования всех его структурных компонентов (эмоционального, интеллектуального, деятельностного, волевого, потребностно-мотивационного) играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов. Суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у школьников внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанного качества.
В современных исследованиях понятие «условие» используется достаточно широко при характеристике целостного педагогического процесса и отдельных его сторон и составных частей. Бабанский Ю.К., включает условия в состав педагогической системы: внешние (общественные, культурные) и внутренние (учебно-материальные, морально-психологические, эстетические).
Гаязов А.С. рассматривает условия реализации гражданско-патриотического воспитания во взаимосвязи с факторами, влияющими на данный процесс. Автор выделяет условия, вытекающие из социального окружения личности и охватывающие установившиеся в данном обществе отношения между людьми, методическую подготовку учителей; создание базы для гражданского воспитания; морально-психологические условия (принятие существующих норм и способов организации совместной жизни людей, выработка собственной моральной оценки явлений и событий окружающей действительности); социокультурные условия [11; 12].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1982.
2. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. – 2000. - № 5. – С. 41-59.
3. Воспитание патриота и гражданина ⅩⅩⅠ века: Материалы научно-практической конференции по проблемам гражданского и патриотического воспитания молодежи. 0 Шадринск: ШГПИ, 2001.
4. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. – 2001. - № 4. – С. 24-30.
5. Гончаров И. Новая школа России: какой ей быть? // Воспитание школьников. – 1997. - № 1. – С. 2-5.
6. Елеонская А.С. Преподавание литературы в старших классах. Сборник статей. – М.: Просвещение, 1964.
7. Жарков В. Патриотическое воспитание как инструмент гражданского общества // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. - № 3. – С. 11-17.
8. Зубайраев А.Л. Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт // Советская педагогика. – 1990. - № 5. – С. 6-9.
9. Из опыта работы словесников Белоруссии. Книга для учителя. [Cборник статей] /Под ред. М.А. Лазарука. – М.: Просвещение, 1985.
10. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: Автореферат диссертации на соиск. учен. степ. доктора пед. наук. – Челябинск, 2000.
11. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей: Монография. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997.
12. Карпов А. На трудных путях к победе // Литература в школе. – 1985. - № 2. – С. 4-10.
13. Квятковский Е.В. Изучение обзорных тем по советской литературе в 10 классе. – М.: Просвещение, 1955.
14. Керпельман Е.Л. О патриотическом воспитании молодежи // Новая и новейшая история. – 2002. - № 5. – С. 102-106.
15. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1986.
16. Крупинина Л.Н. и др. Сопричастность времени. – М.: Просвещение, 1992.