ВВЕДЕНИЕ
Несомненно, что рыночная конкуренция в России не только весьма интен-сивна, но и с каждым годом обостряется. Компания должна постоянно сравни-вать свои товары, цены, каналы распределения, мероприятия по продвижению и рекламные компании с продукцией и маркетинговой политикой конкурентов и определять свои конкурентные преимущества и недостатки. Оценка конку-рентной среды на товарных рынках или в отраслях народного хозяйства являет-ся одним из методов оценки конкуренции. По уровню конкурентной среды можно судить о привлекательности того или иного товарного рынка либо для потенциальных инвесторов, либо для новых хозяйствующих субъектов. Таким образом, оценка конкурентной среды является одним из важнейших процессов развития рыночных отношений в России.
В данной работе рассматривается деятельность на рынке алкогольной про-дукции, внутри которого тесно переплетаются интересы государства, бизнеса, потребителей. В ходе исследования будут проанализированы количественный и качественный состав конкурентной среды на рынке водки в Удмуртии. Данная работа представляет практическое значение для оценки привлекательности предприятия при решении вопроса о целесообразности инвестиции, задач по оперативному и стратегическому планированию деятельности предприятия.
В рамках указанной цели основными задачами работы стали:
проведение исследования рынка и алкогольной продукции;
оценка состояния конкурентной среды с использованием различных под-ходов;
на основе полученных данных составление прогноза развития рынка.
Основу теоретической работы составили: литература по менеджменту, экономике, управлению финансами, маркетингу, управленческому учету, осно-вам российского хозяйственного права.
Качественные анализ информации показал, что на выбор водки оказывает влияние представления референтных групп, в качестве которых могут высту-пать друзья или коллеги по работе. Для подобного рода товара мужчины и женщины рассматриваются как довольно неоднородные сегменты, поскольку существует не только демографическая, но и психофизиологическая детерми-нанта. Именно поэтому, желания, ценности и отношения играют определяю-щую роль в выборе потребительского поведения, опосредованного рекламой. Но в этом также есть и положительная сторона, так как потребление водки для мужчин также опосредовано желаниями и ценностными ориентациями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон РФ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” от 22.11.95 г. № 171-ФЗ
2. Постановление Правительства РФ “О мерах по восстановлению государст-венной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную про-дажу алкогольной продукции” от 22.04.94 № 358.
3. Постановление Правительства УР “Об утверждении положений о лицензи-ровании деятельности производства, розлива, хранения алкогольной про-дукции” от 16.07.96 № 245.
4. Указ Президента УР “Об упорядочении производства и реализации алко-гольной продукции” от 17.12.96 № 430.
5. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика.- М, 2003.
6. Антимонопольная деятельность и защита прав потребителей: учеб. пособие./ ИГЭА; Солодков В.Т., Заморина В.А., Герцкин А.И., Солодков М.В. - Ир-кутск: ИГЭА, 2003.
7. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов/ Г.Л. Багиев,В.М. Тарасе-вич, Х. Анн; Под общей ред. Г.Л. Багиева. - М.: Экономика, 2003.
8. Бурмистрова Т., Мартыненко Г.И., Костюк Г.В. Товарный рынок: структур-ный анализ концентрации и конкуренции. Право и экономика. - 2002. - №7. - С. 18-30.
9. Дракер П. Рынок: как выйти в лидеры. - М.: Прогресс, 2003.
10. Гилева В.К. Конкурентные структуры рынка. - Иркутск: ИГЭА, 2002.
11. Ковалев А.И., Войленко А.Д. Маркетинговый анализ. - М., 2002.
12. Крылова К. Д. Маркетинг. М., 2002.
13. Маркетинг: Учебник/ Романов А.Н. и др.- М.: ЮНИТИ, 2003.
14. Основы предпринимательской деятельности. / под ред. Власовой. - М., 2003.
15. Шмелев А.Г. Продуктовая конкуренция. - М., 2002.
16. Щербаковский Г.З. Конкуренция и стабильность фирмы. - СПб., 2002.