Введение
Проблематика детско-родительских отношений является значимой во мно-гих сферах психологической науки и практики.
Одной из самых первых теорий, внесших значительный вклад в изучение отношений между детьми и родителями, была психоаналитическая теория З. Фрейда, которая дала начало многим последующим концепциям детского раз-вития (А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Роджерс, Д. Боулби и другие).
В отечественной психологической школе основы проблематики детско-родительских отношений были заложены Л.С. Выготским. Он показал (Выгот-ский Л.С., 1984), что в силу моторной, физиологической и психической незре-лости младенца, путь ребенка к удовлетворению своих потребностей всегда проходит через отношение к близкому взрослому. Взаимодействие матери с младенцем с самых первых дней опосредует отношение ребенка к внешнему миру.
Нестабильное, кризисное состояние нашего общества прямым образом влияет на психологическое состояние как отдельного человека, так и института семьи в целом.
1. Анализ литературных источников
Вопросами семьи занимались И.С. Кон, Х. Д. Джайнотт, А.И. Захаров А.И., Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий , Т.М.Мишина и др. По определению Карвасарского семья – открытая, развивающаяся система, в которой равновесие поддерживается благодаря постоянному переходу от гомеостаза к изменениям и наоборот. В настоящее время особенно важными, в соответствии с целями и задачами нашей работы, являются такие функции семьи, как: воспитательная, психотерапевтическая, восстановительная. Согласно мнениям А.Я. Варга, В.В. Столина следует выделять типы родительского отношения к детям по принци-пам: “принятие – отвержение”, “кооперация”, “симбиоз”, “авторитарная гипер-социализация”, “маленький неудачник”. Характер родительско - детских отно-шений особенно важен в подростковый период, когда происходит окончатель-ное оформление и завершение формированния личности подростка. Неслучай-но этот период обозначают как трудный. Формирование новообразований (та-ких, как сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в стар-шем подростковом возрасте – психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению и чувство взрослости) отнюдь не всегда является благоприятным процессом. У многих подростков он сопровождается яркими проявлениями реакций: эмансипацией, группирования и хобби, которые не всегда являются позитивными. Дети хотят быть самостоятельными, но не-достаток опыта заставляет их постоянно обращаться за помощью к родителям.
Проблема разработки типологии родительского отношения стояла во мно-гих отечественных и зарубежных исследованиях. Многие отечественные авто-ры рассматривают типы родительского отношения в связи с нарушениями в нормальном развитии личности ребенка.
Список литературы
1. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения. Дисс. канд. псих. н. М, 1987 г.
2. Ворошнина О. Р. К постановке проблемы изучения материнской позиции и ее роли в становлении отношения младенца к миру // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Пермь, 1995 г.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений в шести томах. Том 4, Москва, Педа-гогика, 1984 г.
4. Гарбузов В. И. , Захаров А. И. ,Исаев Д.И. Неврозы у детей и их лечение Л. 1977 г.
5. Захаров. А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка М. Про-свещение 1988 г.
6. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия СПБ. СОЮЗ, 1998 г.
7. Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психиче-ских травм. СПб. СОЮЗ, 1998 г.
8. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения М, 1986г.
9. Мясищев В. Н. Психология отношений М-В, 1996 г.
10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 кн. М. Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999 г.
11. Филиппова Г. Г. Психология материнства (сравнительно - психологический анализ) Дисс. докт. пс. н. М. 2000 г.
12. Филиппова Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез М. Жизнь и мысль, 1999 г.
13. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия М, 1990 г.
14. Эриксон Э. Детство и общество. С-П, 1996 г.